А Абада - Associacao Brasileira de Apoio e Desenvolvimento da Arte-capoeira
(бразильская ассоциация поддержки и развития искусства капоэйра)
Агого - музыкальный инструмент, двойной металлический колокольчик, на котором
играют, ударяя по нему палочкой
Алуно - ученик, начинающий, первые уровни капоэйристов от серого до
оранжево-синего пояса
Амазония - один из стилей игры капоэйра, при игре в этом стиле капоэйристы
подражают движениям животных, при этом используя преимущественно нижнюю технику
Ангола - см. Капоэйра Ангола
Анголейру - человек, играющий капоэйру Ангола
Араме - Буквально "проволока”. Струна для беримбау. Араме соединяет оба конца
верга (деревянного лука) образуя беримбау. Для изготовления араме обычно
берется корд из старых автопокрышек. Раньше для этого использовали сухожилия
животных
Армада - удар ногой с разворота ребром стопы
Армада Дупла - вертушка в прыжке с двумя сдвинутыми вместе ногами
Армада Пулада - армада в прыжке
Армада ком Мартэлу - боковой удар в прыжке с разворотом в воздухе (наносится
подъемом стопы или передней частью голени)
Аррастау - бросок с помощью рук и головы
Атабак(е,у) - барабан для аккомпанирования капоэйристским рода. Практически
аналогичен барабанам конга
Ау Аберту - колесо
Ау Агули - рандат
Ау Батидо - удар, стоя на одной руке, в разножке (клюв попугая)
Ау Дубрау - колесо с выходом через мостик
Ау Жиратория - колесо с вращением
Ау Кортаду - колесо, оборванное на половине движения
Ау Понтэ Сэм Мау - колесо без рук с прогибом в спине в конце движения
Ау Сэм Мау - колесо без рук
Ау Фешаду - Ау с согнутыми перед грудью ногами
Ау Флорис - бланш
Ау Чибата - переход в нижние позиции со скруткой через руки с ударом прямой
ногой
Ау Эскусито - перевёрнутое ау
Ау ди Коста - Ау назад, похожее на макаку
Аше - чувство радости, эйфории; энергетика капоэйра, состояние капоэйристов в
роде (см. рода)
Б Бакета - Деревянная палочка примерно 30 см в длину. Ударяя ею по струне играют
на беримбау
Бананейра - нанесение ударов ногами, стоя на руках
Банда ди Коста - подсечка-выбивание ноги партнёра
Банда ди Френч - подсечка
Батерия - оркестр капоэйра
Батизаду - церемония вручения первого пояса, посвящение, на церемонии батизаду
капоэйрист может получить прозвище
Бенгела - один из стилей игры капоэйра, в котором удары выполняются медленнее
чем джинга, а движения выполняются в основном с опорой на три точки
Бенсу - прямой удар (наносится пяткой)
Бенсу Пулада - прямой удар в прыжке
Беримбау - Музыкальный струнный инструмент, имеющий форму лука, который задает
темп мелодии и, соответственно, темп капоэйристской игры. Состоит из гибкой
палки с натянутой металлической струной и резонатором из высушенной тыквы,
считается самым древним музыкальным инструментом из известных. Как правило в
рода присутствуют три беримбау: гунга, медио и виола или виолинья, однако
мастер Бимба практиковал использование для роды только одного беримбау.
Бимба - мэстрэ, основатель направления Режиональ, благодаря ему капоэйра стала
широко известна
Бока ди кальса - бросок с обхватом за обшлаги штанов
В Верга - Палка длиной около полутора метров, из которой изготавливают дугу для
беримбау. Обычно для этого используют ветви бразильского дерева бириба, но
годится любой упругий сорт, например, орех
Вингачива - выталкивание плечом через бедро
Винтем - Синоним – добрао. Старая бразильская или португальская монета. Так же
называется предмет (тяжелая монета, шайба или плоская галька) , используемый
для игры на беримбау. Нажимая им на струну-арамэ получают высокий звук,
приподняв – низкий, слегка касаясь – приглушенный дребезжащий
Виола, виолинья - Беримбау, имеющее самую высокую тональность в оркестре, как
сольная или ведущая гитара. В сопровождении гунга и медио используется для
синкопирования и импровизации
Во до Морсегу - удар-толчок 2-мя ногами в прыжке
Вольта ау мундо - перерыв в игре, в котором играющие капоэйристы не выходя из
круга совершают один или несколько обходов круга против часовой стрелки, после
чего продолжают игру
Г Галопантэ - удар ладонью
Ганж - удар подошвой
Градуадо - уровень капоэйриста, соответствующий синему поясу
Гримаш - палки для макулеле
Гунга - Беримбау-бас. При игре вместе с беримбау медио и виолинья задает ритм.
Обычно на нем исполняют одну из базовых тем с незначительными вариациями.
Инструмент с особенно глубоким звучанием также называют берра бои (по
португальски значит «ревущий бык»)
Д Джинга - покачивание, шаг, танец, визитная карточка капоэйра,
"раскачивающееся" передвижение во время поединка
Джого - Переводится как «игра». Относится ко всему, происходящему внутри круга
(рода). Джогар – играть капоэйра. Джогадор – капоэйрист
Добрау - монета или камешек, с помощью которого музыкант прижимает струну
беримбау
Дону да рода - человек, ведущий роду
Дубрау - монета для игры на беримбау
Дэдэйра - удар пальцами в глаза
Ж Жогу (жога) - игра, поединок
Жоэляда - удары коленями
И Иуна - ритм и стиль игры, придуманный местре Бимба, при котором капоэйристы
демонстрируют сложную технику и акробатические элементы
К Кабаса - Высушенная тыква, в которой проделано круглое отверстие. Выполняет функцию
резонатора в беримбау, усиливая звуки издаваемые бакетой. Прикрепляется к верге
той же веревочной петлей, что стягивает струну-араме
Кабесада - удар головой
Калоуру - человек, который сравнительно недавно начал заниматься капоэйрой
Камара - "друг", "товарищ" - так капоэйристы называют друг
друга
Камарадинья - восхваляющая песня
Капоэйра - афро-бразильское боевое искусство
Капоэйра Ангола - После открытия в 1930 г. мастером Бимба капоэйры Регионал,
традиционный стиль капоэйры стал называться Ангола. Обычно в Ангола используют
более медленный ритм и держатся ближе к земле, чем в Регионал. Индивидуальные
поединки как правило требуют больше времени, особое внимание отводится
телесному диалогу, эстетическим качествам и маландрагем
Капоэйра Регионал - Стиль капоэйры, созданный в Байе мастером Бимба (Маноэль
дос Рейс Мачадо) в 30-е годы этого столетия. Бимба видоизменил многие удары
традиционной капоэйры, и сформировал более агрессивный и менее "приземистый”
стиль. Регионал отличается от Ангола и более быстрой игрой беримбау, на котором
в основном исполняют какой-либо из ритмов, составленных мастером Бимба. Сегодня
чистый стиль Регионал, практиковавшийся мастером Бимба и его учениками,
довольно редок. Наибольшее распространение получила гибридная школа, которую
можно назвать Регионал/Сензала (см. Сензала)
Карибэ - прямой удар пяткой в Негачиве
Кашиши - погремушка, шейкер, плетёная корзиночка с зёрнами внутри. Держа её в
правой руке и встряхивая в такт музыке, музыкант, играющий на беримбау,
акцентирует ритм
Квадрос - см. Корридос и квадрос
Кеда ди Гинч - перевернутая позиция, стоя на согнутых руках и голове с опорой
локтём в боковую область туловища
Кеда ди Кватро - отползание, уход назад на 4-х конечностях
Кеда ди Трэс - защитная позиция сидя на носках
Кешада - удар прямой ногой наружу (наносится внешней частью стопы)
Кокоринья - защитная позиция, полусидя на корточках
Кордау - шнур, пояс, верёвка. Цвет кордау определяет уровень капоэйриста
Корпо фешадо - «закрытое тело». Человек, который с помощью специальных
магических ритуалов якобы стал практически неуязвимым для всевозможных видов
оружия
Корридос и квадрос - Песни, состоящие из одного-двух куплетов, запеваемых
солистом и доканчиваемых хором. Это самые короткие из трех типов песен для
рода, присутствующие как в капоэйре Регионал, так и Ангола
Круз - бросок при атаке с помощью Бенсу и т.п.
Куадрас - Четверостишья-диалоги, исполняемые солистом и хором
Кутавелада - удар локтём
Л Ладаинья - Песня, служащая типичным вступлением к рода или игре. В отличие от
остальных песен в капоэйре, представляющих собой род диалога с хором, ладаинья
исполняется солистом, обычно сидящим возле беримбау. В конце ладаиньи поющий
без остановки переходит к канто де энтрада, в которой славит мастеров капоэйры,
известных игроков и места, связанные с историей капоэйры. Каждая из здравиц как
бы подтверждается хором игроков, повторяющих ее слова. Например солист запевает
«Иэ, вива Пастинья» («Да здравствует Пастинья»). Хор отвечает «Э, вива
Пастинья, камара». Ладаиньи – неотъемлемая часть капоэйры Ангола. Мастер Бимба
заменял их пением куадрас и корридос (см. соответствующие термины)
М Макаку - движение похожее на фляк через руку
Макулеле - танец с деревянными палками
Маландражи - подлый обман; первая ступень в капоэйре
Маландро - Бродяга, мошенник, жулик. Является неотъемлемой принадлежностью
легенд капоэйры и популярным персонажем в культурной традиции бразильской
нации. Маландрагем капоэйры это синоним сложного в исполнении действия,
преследующего труднопредсказуемые цели
Малисиа - коварство, изящество, хитрость, злость
Малисья - хитрость, уловки, обманные движения в капоэйра
Манджингейру - колдун; человек, владеющий манджингой
Мандинга - Магия или колдовство. Знание основных природных стихий и умение
управлять ими с помощью магических ритуалов
Мандингейро - Человек, поднаторевший в мандинга
Марипоза - вращение в прыжке вокруг оси, проведённой вдоль тела, в
горизонтальной плоскости
Мартэлу Ротадо - боковой проносный удар (наносится подъемом стопы или передней
частью голени)
Мартэлу ди Жиру - боковой удар из джинги с опорой на руки (наносится подъемом
стопы)
Мартэлу ди Чау - боковой удар из негачивы с опорой на руки (наносится подъемом
стопы)
Мартэлу ди Штрау - боковой щелчковый удар (наносится подъемом стопы)
Меа Луа Солто - вертушка без опоры на руки (наносится частью стопы)
Меа Луа ди Компассо - удар пяткой с разворота с опорой на руки
Меа Луа ди Френч - удар прямой ногой вовнутрь
Меа Луа на Гинч - Меа Луа с "опусканием" в Кеда ди Гинч
Медиа, медиум, медио - Также просто беримбау или беримбау де сентро. В оркестре
вместе с гунга и виолинья исполняет ту же роль, что и ритм-гитара: играет
базовую тему, периодически переходя к ее традиционым вариациям
Местрандо - уровень капоэйриста, предшествующий местре, соответствует красному
поясу
Местре - Мастер капоэйры. Самый высокий уровень в капоэйра, соответствует
красно-белому поясу. Руководитель школы носит почётное звание грао-местре и
белый пояс.Во многих современных школах критерием мастерства является
удовлетворение некоторым формальным требованиям. Традиционно же, это звание
было символом признания заслуг капоэйриста со стороны других игроков и
остального общества. Мастером становились после многих лет (обычно не менее
десяти) практики игры и преподавания капоэйры.
Мортал - сальто
Н Негачива - нижняя позиция, сидя на носке одной ноги, с выпрямленной второй
Негачива Ангола - ангольский вариант негачивы
Негачива Дерубау - бросковая негачива П Пальма - прямой удар рукой
Пандейро(у) - Бразильский бубен-тамбурин Пассо-а-дуас - Связанные шаги – ритуализованное движение, встречающееся только
в капоэйре Ангола. Пассо-а-дуас начинает один из игроков, застыв в центре круга
с поднятыми руками. Другой приближается к нему используя какой-либо из принятых
способов подхода, вместе, они делают три шага вперед и назад, затем осторожно
расходятся и продолжают игру. Как и вольта до мундо может использоваться, чтобы
перевести дух или переломить ход игры в свою пользу
Патуа - Магический амулет, обычно носимый на шее для защиты от травм и злых
духов
Паштинья - мэстрэ, который основал школу капоэйры Ангола
Пиау ди Кабеса - вращение на голове
Понтэйра - прямой удар
Профессор - уровень капоэйриста, соответствующий коричневому поясу
Р Райз - Комбинация Меа Луа ди Компассо с Армада ком Мартэлу
Растейра - Подсечка, подкат. Одно из наиболее характерных движений капоэйры
Режионал(ь) - см. Капоэйра Регионал
Резистенция - позиция на четырех опорах спиной вниз
Реко-реко - трещётка
Реложио - часы, вращение в горизонтальной плоскости на руке
Рода - По-португальски значит «колесо». Круг, в котором происходит игра
капоэйры. Обычно его границы обозначены стоящими игроками или зрителями.
Символизирует солнце. Возглавляют круг музыканты, внутри круга танцуют игроки
Рода ди Руа - уличная рода
Роле - смена Негачивы через 4 опоры, вращение
С Сальвэ - приветствие
Сао бенто - ритм и стиль игры, быстрая игра с быстрыми ударами
Секвенция - последовательность движений, их связка
Сензала - Направление в капоэйре, сформированное в г. Рио де Жанейро группой
молодых капоэйристов в середине шестидесятых годов. В целом построено на
методике мастера Бимба. Дополняет ее несколькими новыми приемами обучения,
расширенной разминкой и некоторыми техниками, заимствованными из восточных
единоборств
Синтура депрезада - Комплекс из четырех акробатических упражнений, созданный
мастером Бимба для отработки у капоэйристов навыков приземляться на ноги из
всех положений
Соло - одиночное выступление капоэйриста, в котором он показывает связанную
последовательность движений и демонстрирует технику
Соло Рода - Рода, внутри которой осуществляются сольные выступления капоэйристов
Т Телефон - удар 2-мя ладонями по ушам
Тизора Ангола - скольжение к партнёру с расставленными в стороны ногами
Тизора ди коста - заднее высекание ножницами
Тизора ди френч - переднее высекание ножницами
Токе - ритм, исполняемый на беримбау
Трока ди кордас - "смена поясов", церемония присвоения нового пояса
Ф Финта - обманное движение, заход на удар без выполнения удара
Фолха Сека - сальто на одну ногу
Формаду - выпускник школы капоэйра
Фундаментос - Буквально «основы» или «истоки». Используется для обозначения
философских корней капоэйры
Х Хаштэйра ди френч - передняя подсечка с опорой на руки
Ч Чапа Байса - низкая чапа
Чапа ди Жиру - чапа с разворота
Чапа ди Коста - толкающий удар одной или 2-мя ногами с опорой на руки
(Ангольский вариант)
Чапа ди Френч - толкающий удар развернутой вовнутрь стопой
Ш Шамада - вызов
Шулас - Может использоваться для обозначения как песен в целом, так и песен
средней длины – меньше, чем ладаинья, но больше, чем корридо
Э Эс Добраду - комбинированный удар, включающий в себя аштэйра и мартэлу ди чау
Эсквива диагональ - широкий шаг по диагонали с опорой на руку в конце шага,
уклон от удара
Эсквива латерал - широкий шаг в сторону, уклон от удара