Первая половина XIV века в истории японских бу-дзюцу
ознаменовалась возникновением первых школ (рюха, рюги) воинских искусств. Споры
о том, какая школа была создана первой, продолжаются по сей день, но
большинство японских исследователей отдают предпочтение школе Нэн-рю, созданной
дзенским монахом Дзионом и ставшей истоком для целого ряда крупных рюха
бу-дзюцу. После Нэн-рю школы будзюцу стали плодиться как грибы, и к концу XIX
века их число, по некоторым оценкам, достигло 9000.
Возникновение школ воинских искусств в этот период было вполне закономерным. В
это время в Японии окончательно утвердилась власть военного сословия самураев
во главе с родом Асикага, представителям которого в войне удалось сорвать
последнюю попытку императорского двора восстановить свое былое господство.
Установление сёгуната как формы правления самурайского сословия способствовало
росту престижа военного дела и переосознанию его как особого военного искусства
или даже священнодейства.
Раздробленность страны на многочисленные феодальные княжества, владельцы
которых явно и тайно вели непрерывную борьбу друг против друга, также
способствовала выделению из общего объёма древнего "национального"
военного искусства особых территориально-родовых традиций и превращению их в
отдельные самостоятельные школы, обслуживающие те или иные феодальные дома.
Сильная конкуренция во всех областях военного дела в условиях войн, когда
военное превосходство было важнейшим фактором выживания, потребовала от
японских самураев колоссальных мозговых и физических усилий по
совершенствованию собственного мастерства. Приемы боевых искусств всесторонне
анализировались, совершенствовались и подвергались испытанию на поле боя. Так
осуществлялся отбор наиболее эффективной боевой техники, которую затем
канонизировали и передавали последующим поколениям великие мастера, вышедшие
живыми из сотен смертельных передряг.
Различные условия, в которых возникали школы боевых искусств - временные,
территориальные, подверженность тем или иным внешним влияниям или
приверженность прежним местным и родовым традициям, ранг мастера-основателя
(конный тяжеловооруженный самурай высокого ранга или легковооруженный
пехотинец-асигару) - привели к тому, что сложилось большое количество внешне
мало похожих школ будзюцу.
С другой стороны для всех будзюцу, вне зависимости от конкретного предмета,
была характерна потрясающая целостность. Методы управления большими воинскими
соединениями, фехтование мечом, или любым другим видом оружия, военный шпионаж
и разведка - все они были пронизаны одними и теми же идеями, принципами,
психологическими установками. Недаром в период средневековья военная стратегия
и фехтование мечом обозначались одним термином "хэйхо" - "закон
войны".
Источник: http://samurai-japan.narod.ru |