Под мидзоку-бу-дзюцу понимаются те формы воинского
искусства, которые существовали до появления первых школ боевых искусств, т.е.
с древнейших времен до рубежа XIII-XIV веков.
Мидзоку-бу-дзюцу представляли собой начальный этап развития военного искусства.
Тактика ведения боевых действий и приемы единоборства еще пребывали в
зачаточном состоянии. Они были слабо систематизированы и лишь проходили отбор и
шлифовку. Поэтому до конца XIII века окончательно сложился только один вид
будзюцу - сумо (борьба без оружия и одежды). Кроме сумо относительно высокого
уровня развития достигли стрельба из лука с коня (кися) и борьба в доспехах
(кумиути, ёрои-гуми). Остальные боевые искусства, по сравнению с последующим
периодом, были крайне примитивны.
Говоря о воинском искусстве этого периода, стоит упомянуть еще кэмбу -
ритуальные танцы с мечами. Кэмбу были тесно связаны с культом меча в японской
национальной религии синто. Возможно, что помимо чисто ритуальных функций, они
служили и для обучения воинов фехтованию на мечах. Во всяком случае, позже
танцы-кэмбу были канонизированы в ряде самостоятельных школ, а также в
некоторых школах фехтования на мечах кэн-дзюцу.
При всей недоразвитости воинских искусств недооценивать значение этого периода
в истории японской воинской традиции нельзя.
Во-первых, в это время был заложен теоретический фундамент будущих классических
бу-дзюцу. Это было связано, прежде всего, с активным заимствованием достижений
военной мысли древнего Китая. Речь идет об импорте выдающихся военных трактатов
- "Сунь-цзы", "У-цзы", "Лю тао", "Сыма
фа", "Сань люэ", "Вэй ляо-цзы", "Ли Вэй-гун
вэньдуй" и других. Начиная с VIII века, они служили надежным подспорьем
для японских военачальников, и, по сути дела, все последующее развитие будзюцу
отталкивалось от идей китайских классиков. Во всех без исключения классических
бу-дзюцу мы находим различные интерпретации гениальных мыслей Сунь-цзы об
изменениях, о полноте и пустоте, о мощи.
Во-вторых, именно в эти дни сложилось военное сословие самураев, которое в
дальнейшем превратилось в основного носителя воинской традиции в стране
Восходящего солнца и стало питательной средой для совершенствования бу-дзюцу.
В-третьих, войны с айнами, сражения между самурайскими дружинами, столкновения
с монголами послужили естественным отбором, благодаря которому удалось выявить
наиболее эффективные методы ведения войны - от стратегии и тактики
крупномасштабных сражений до рукопашного поединка.
Источник: http://samurai-japan.narod.ru |