В часто упоминаемой истории об этой
встрече, говорится о том, с какой невероятной легкостью Хидэцуна нанес
поражение Мунэёси, в то время самому прославленному мастеру меча в районе
Киото. Хидэцуна сперва выставил против Мунэёси своего ученика Тоёгоро.
Рассказывают, что Хидэцуна выглядел весьма внушительно, с благородной осанкой и
пронзительным взором. Тоёгоро, напротив, был худощавым и конопатым. Это,
видимо, задевало гордого Мунэёси. Оказалось, что он не может тягаться с
Тоёгоро, который с легкостью нанес ему три поражения подряд. Тогда против него
выступил Хидэцуна. Не успел он произнести: «Я забираю твой меч», как меч
Мунэёси оказался у него в руках. Он также трижды победил его.
По одной версии эти состязания
продолжались три дня, по другой — всего несколько секунд. Как бы там ни было,
Мунэёси принадлежал не к той категории людей, что лелеют свою уязвленную
гордость. Убедившись в превосходстве мастерства Хидэцуна, он немедленно
попросился к нему в ученики и предложил ему лошадь, два жбана вина, пять тюков
морской травы и бочку отборного риса. Хидэцуна оставался с семьей Ягю в течении
всей последующей зимы. Весной пришло известие, что его сын погиб в сражении, и
он покинул их. Уезжая, он велел Мунэёси осваивать технику «без меча»
самостоятельно. «Без меча», или муто, — это искусство завладевать мечом
противника, не имея своего собственного. Как объяснял сам Хидэцуна, однажды,
когда он рисовал знаки на песке в саду при храме, какой-то маньяк попытался
нанести ему внезапный удар со спины. Хидэцуна отпрыгнул в сторону, обеими
руками схватил клинок его меча и повалил человека. С тех пор он стал думать о
том, как усовершенствовать технику обезоруживания вооруженного противника,
будучи самому безоружным, однако он не считал, что в достаточной степени овладел
этим мастерством.
Мунэёси с готовностью выполнял
задание учителя. Он очень старался, и когда Хидэцуна вернулся год спустя, он
готов был продемонстрировать ему, чего он добился. Он попросил ученика
Хидэцуна, Судзуки Ихаку, чтобы тот напал на него, и отложил свой меч. Ихаку
спросил, не следует ли им предварительно обсудить условия, чтобы избежать
увечий. Мунэёси ответил, что нет, поскольку муто требует, чтобы атака была
внезапной и неожиданной. Затем он повернулся к нему спиной и стал удаляться.
Ихаку последовал за ним с мечом наизготовку, но потом громко спросил, нет ли в
их эксперименте ошибки, поскольку ведь Мунэёси на самом-то деле ожидает
нападения. Мунэёси согласился, сказав, что тогда они испробуют все это
как-нибудь в другой раз, и повернулся, чтобы пойти назад. Выбрав момент, Ихаку
напал на него. Он думал было захватить Мунэёси врасплох. Тот увернулся от
нескольких быстрых ударов и через секунду вырвал у Ихаку меч. Хидэцуна был
потрясен. Посмотрев серию поединков муто, он вручил Мунэёси диплом мастера меча
следующего содержания:
Вы
должны упражняться еще более старательно, чем прежде.
«С детства я был одержим стремлением
овладеть искусством Синкагэ — боя на мечах и военной наукой, и я постиг тайны и
глубины различных школ. В ответ на мои мысли и упражнения, которые продолжались
днем и ночью, небо смилостивилось, и я основал школу Синкагэ. Когда я приехал в
Киото, чтобы распространить это учение в этой стране, я неожиданно встретил
вас, и вы были старательны и честны во всех отношениях. и хотя мне трудно
выразить вам всю благодарность в той мере, которая соответствовала бы вашему
вниманию, я хотел бы сказать здесь, что передал вам все, чему сам научился в
этой школе и в том состоянии духа, которое через это достигается, не упустив
ничего. И ежели будет какая ложь в этих словах, пусть кары Марити, Великого
Бодхисаттвы Хатимана, небесного бога Тэмана, великого блистательного бога
Касуга, бога грома горы Атаго обрушатся на меня. Отныне, если кто будет всерьез
интересоваться этим, даст обещание пройти весь курс обучения, вы можете
наставлять его вплоть до «Девяти Способов». Что касается дальнейшего обучения,
то вы должны выбирать действительно достойных. В области Киото у меня было
несколько сотен учеников. Таковое свершение делает меня «единственным человеком
в единственной стране».
Так гласит этот документ.
Несмотря на столь выдающиеся успехи
в искусстве боя на мечах, Мунэёси, который сам был главой небольшого воинского
клана, прошел через гораздо более сложное переплетение военных союзов,
предательств и разочарований, чем Хидэцуна. Достаточно упомянуть лишь три
сражения, в которых он участвовал. Первое было в начале 1566 г., вскоре после
того, как Хидэцуна выдал ему диплом. В этой битве он сразил нескольких
вражеских воинов, подвиг, за который он удостоился благодарственного письма от
своего господина. Сам он тоже был ранен — его руку пронзила стрела. Если бы его
свита не поспешила к нему, его могли бы убить. Во втором сражении, в 1571 г.,
его войско сильно потрепали, а его старший сын, Синдзиро, остался на всю жизнь
калекой. В третьем, в 1577 г., армия его господина, которому он служил много
лет, была разбита войском Одо Нобунага (1534—1582), который в то время был
самым могущественным военачальником в Японии.
После этого Мунэёси удалился в свою
деревню и, очевидно, не примыкал ни к одному из значительных военных вождей до
1594 г., когда его призвал Токугава Иэясу (1542—1616). Будучи в то время одним
из военачальников Тоётоми Хидэёси (1542—1598), преемника Нобунага, который
объединил Японию, Иэясу жаждал встретиться с Мунэёси, чтобы увидеть, как тот
демонстрирует свое искусство боя «без меча». Когда Мунэёси был готов,
военачальник сам выступил в роли нападающего. Безоружный мастер мгновенно
завладел мечом Иэясу. Иэясу тут же представил Мунэёси кисёмон или сэйси,
письменное прошение о принятии в ученики.
Господин:
Кисёмон
Передача школы боя на мечах Синкагэ.
До того, как я получу инка, я никому не расскажу о том, чему научился, будь то
мой родитель или мой отпрыск.
Я никогда не проявлю себя неуважительно по отношению к вам.
И ежели будет в этих словах какая ложь, пусть все боги Японии, великие и малые,
особенно Марити, подвергнут меня небесной каре. Таково мое прошение.
Третий год Бунроку [1594]
Третий день пятого месяца
Иэясу (подпись)
Священнику в миру Япо Тадзима
Истиная причина призвания Мунэёси,
однако, заключалась видимо не только в его репутации и его умении обращаться с
мечом. Разногласия между главными союзниками Хидэёси усиливались, и даже
осторожный Иэясу втайне искал потенциальных сторонников. У Мунэёси не было
сильной армии, но его земли имели некоторое стратегическое значение.
Действительно, когда в 1600 г. военачальники умершего к тому времени Хидэёси
разделились на два лагеря, Восточный и Западный, и вступили в бой при
Сэкигахара, Иэясу, предводитель Восточной группировки, использовал Мунэнори,
пятого сына Мунэёси, для вербовки солдат в той области, где жил Мунэёси.
Источник: http://www.samuraii.ru |