В шестнадцать лет он вызвал на
поединок еще более грозного воина, Тадасима Акияма, и победил его без особого
труда. В этом же году юный Мусаси участвовал в битве при Сэкигахара под
знаменами клана Асикага, выступившего против войск Токутава. Отряды Асикага
были разбиты наголову, и большинство самураев сложили свои буйные головы на поле
брани; юный Мусаси также был тяжело ранен и, скорее всего, должен был
погибнуть, если бы из гущи сражения его не вытащил знаменитый монах Такуан
Сохо, который выходил пострадавшего юношу и оказал на него большое духовное
влияние (так излагается в романе, хотя это, конечно, художественный вымысел).
Когда Мусаси исполнился двадцать
один год, он отправился в муся-сюго — воинские странствия, ища достойных
соперников, чтобы отточить свое фехтовальное мастерство и поднять его на новые
высоты. Во время этих странствий Мусаси носил грязные, драные одежды и выглядел
очень неопрятным; даже в бане он мылся крайне редко, ибо с ней был связан один
очень неприятный эпизод. Когда Мусаси все-таки решил вымыться и залез в о-фуро,
традиционную японскую ванну — большую бочку с горячей водой, то на него напал
один из его противников, пытавшийся воспользоваться моментом, когда знаменитый
воин был невооружен и расслаблен. Но Мусаси и тут сумел «выйти сухим из воды» и
одолеть вооруженного врага голыми руками, однако после этого случая
возненавидел купание. Это происшествие, приключившееся в бане с Мусаси,
послужило основой для известного дзэнского коана, вопрошающего о том, что
должен сделать воин, чтобы победить окруживших его врагов, застигших его
стоящим обнаженным в бочке с водой и лишенным не только одежды, но и оружия.
Иногда неряшливый вид Мусаси
пытаются объяснить своего рода психологической хитростью: введенные в
заблуждение его заношенным платьем, соперники смотрели на бродягу свысока и
оказывались не готовыми к его молниеносным атакам. Однако по свидетельству
ближайших друзей великого воина, все его тело и голова с раннего детства были
сплошь покрыты безобразными струпьями, поэтому он стеснялся раздеваться при
людях, не мог мыться в бане и не мог носить традиционную самурайскую прическу,
когда полголовы обривалось наголо. Волосы Мусаси всегда были растрепанными и
неприбранными, как у классического демона из японских сказок. Некоторые авторы
считают, что Мусаси страдал врожденным сифилисом, и это тяжкое заболевание,
мучавшее мастера всю жизнь и в конце концов его убившее, определило характер
Миямото Мусаси: он чувствовал себя не таким, как все прочие люди, был одинок и
обезображен, и этот недуг, сделавший его гордым и замкнутым, подвигнул его и на
великие свершения в воинском искусстве.
За восемь лет странствий Мусаси
дрался в шестидесяти дуэлях и вышел из них победителем, одолев всех своих
противников. В Киото он провел серию блистательных поединков с представителями
клана Ёсиока, служившими инструкторами фехтования при семье Асикага. Мусаси
победил старшего брата, Ёсиока Гэндзаэ-мона, и зарубил насмерть младшего. Тогда
его вызвал на поединок сын Гэндзаэмона, Ханситиро. На самом же деле семейство
Ёсиока намеревалось под предлогом дуэли заманить Мусаси в ловушку, наброситься на
него всей толпой и убить наверняка. Однако Мусаси узнал об этой затее и сам
устроил засаду за деревом, около которого собрались коварные Ёсиока. Внезапно
выскочив из-за дерева, Мусаси на месте зарубил Ханситиро и многих его
родственников, остальные же в страхе разбежались.
Мусаси также нанес поражения и таким
известным воинам, как Мусо Гонноскэ, непревзойденному дотоле мастеру шеста,
Сисидо Байкану, который слыл мастером кусари-кама, и мастеру копья монаху
Сюдзи, который доселе слыл непобедимым. Однако самой знаменитой из дуэлей
Миямото Мусаси считается его поединок с Саса-ки Ганрю, учителем фехтования
влиятельного князя Хосокава Тадатоси, лучшим меченосцем на всем северном Кюсю.
Мусаси вызвал Ганрю на поединок, вызов был с готовностью принят и получил одобрение
самого даймё Хосокава. Дуэль назначили на раннее утро 14 апреля 1612 г. на
маленьком островке Фунадзима.
В назначенное время Ганрю приехал на
остров со своими людьми, он был одет в алого цвета хаори и хакама и опоясался
великолепным мечом. Мусаси же опоздал на несколько часов — он откровенно
проспал,— и все это время Ганрю нервно ходил туда-сюда по берегу островка,
остро переживая такое унижение. Наконец лодка привезла и Мусаси. Он выглядел
заспанным, одежда была мятой и изодранной, как рубище нищего, волосы спутаны и
всклокочены; оружием же для поединка он выбрал обломок старого весла.
Такая откровенная насмешка над
правилами хорошего тона взбесила истомившегося и без того обозленного
противника, и Ганрю стал терять хладнокровие. Он молниеносно извлек меч и
яростно направил удар в голову Мусаси. Одновременно с этим Мусаси ударил Ганрю
по голове своей деревяшкой, отступив на шаг. Шнурок, стягивающий его волосы,
оказался рассеченным мечом. Сам же Ганрю повалился наземь без сознания. Придя в
чувство, Ганрю потребовал продолжения поединка и на этот раз ловким ударом
сумел рассечь одежду своего противника. Однако Мусаси сразил Ганрю наповал, тот
повалился на землю и более не вставал; изо рта его хлынула кровь, и он тут же
умер.
После поединка с Сасаки Ганрю Мусаси
очень изменился. Дуэли больше не привлекали его, зато он всей душой увлекся
дзэнской живописью в стиле суйбоку-га и обрел славу великолепного художника и
каллиграфа. В 1614-1615 гг. он участвовал в сражениях при Осакском замке, где
показал чудеса храбрости и воинского мастерства. (Неизвестно, правда, на чьей
стороне он сражался.)
Большую часть жизни Мусаси
странствовал по Японии со своим приемным сыном и лишь на излете жизни
согласился послужить у даймё Хосокава Тадатоси, того самого, которому некогда
служил покойный Ганрю. Впрочем, Тадатоси вскоре скончался, и Мусаси оставил дом
Хосокава, став аскетом. Перед самой смертью он написал ставшую знаменитой
«Книгу пяти колец» («Го-рин-но сю»), в которой размышлял о смысле боевых
искусств и «пути меча». Умер он в 1645 г., оставив о себе память как о мудреце
и философе, прошедшем через огонь, воду и медные трубы.
Любая традиция — в том числе и
традиция боевых искусств — знает периоды расцвета и упадка. История знает
немало примеров, когда в силу разных обстоятельств традиции прерывались,—
например, когда мастер не знал, кому передать свое искусство, или же само
общество теряло интерес к этому искусству. Случилось так, что в первые
десятилетия после реставрации Мэй-дзи японское общество, увлекшись перестройкой
на европейский лад, утратило интерес к своей собственной национальной традиции.
Безжалостно вырубались многие прекрасные рощи, некогда воспевавшиеся поэтами, и
на их месте возникали чадящие трубами заводские корпуса. Было разрушено немало
буддийских храмов и старинных дворцов. Под угрозой оказалось и выживание
традиций самурайских боевых искусств, ибо многие считали, что эпоха меча
безвозвратно прошла, и упражнения с мечом — совершенно бессмысленная трата
времени. Тем не менее, самурайская традиция благодаря подвижничеству многих
мастеров сумела-таки выжить и найти себе место в преобразившейся Японии и даже
выплеснулась за ее пределы.
Одним из таких мастеров, спасавших
благородное искусство меча от угасания, стал Ямаока Тэссю, жизнь которого
пришлась на период падения режима Токутава и заката «золотого века» самураев.
Заслуга его в том, что он сумел проложить тот мостик, по которому самурайские
боевые искусства перешли в новую эпоху. Ямаока Тэссю видел спасение традиции в
том, чтобы сделать ее открытой для представителей всех сословий, желающих
посвятить жизнь «пути меча».
Мастер Ямаока Тэссю родился в 1835
г. в самурайской семье и, как это водится, первые навыки обращения с мечом
получил от своего отца. Мастерство же свое он оттачивал под руководством многих
мастеров, первым из которых стал знаменитый фехтовальщик Тиба Сюсаку глава
школы Хокусин Итто Рю. Затем Тэссю в возрасте 20 лет был принят в самурайскую
семью Ямаока, представители которой из поколения в поколение славились
искусством копья (соодзюцу). Женившись на дочери главы этой семьи, Тэссю принял
фамилию Ямаока и был посвящен в сокровенные тайны семейной школы фехтовального
мастерства.
Объединив все приобретенные знания и
вдохновленный дзэнскими идеями, Тэссю создал свой собственный стиль фехтования,
назвав его Муто Рю — буквально, «стиль без меча»; своему же залу для
фехтовальных упражнений он дал поэтическое название «Сюмпукан» («Зал весеннего
ветра»), заимствованное из стихов известного дзэнского мастера Букко, жившего в
XIII в.,— того самого, что помогал Ходзё Токимунэ отражать монгольское
нашествие. Кстати сказать, образ ветра — быстрого, не знающего преград и
способного мгновенно превратиться во всесокрушающий ураган — стал одной из
важнейших мифологем, раскрывающих веками складывавшийся образ мастера меча.
В двадцать с лишним лет Тэссю
прославился своими блестящими победами над многими искусными фехтовальщиками.
Однако был у него один противник, от которого Тэссю постоянно терпел поражения,
— Асари Гимэи, глава школы Наканиси-ха Итто Рю. В конце концов Тэссю попросил
Асари стать его учителем; сам же он тренировался с таким упорством и
безжалостностью к самому себе, что получил прозвище Демон. Однако, несмотря на
все свое упорство, Тэссю не мог победить Асари в течение семнадцати лет. В это
время сёгунат Токутава пал, и в 1868 г. Тэссю участвовал в боевых действиях
«войны Босин» на стороне бакуфу.
Подняться до нового уровня
мастерства Тэссю помог дзэн-буддизм. У Тэссю был свой наставник, мастер дзэн
монах Тэкисуи из храма Тэнрю-дзи. Тэкисуи видел причину поражений Тэссю в том,
что тот уступает Асари не столько в технике фехтования (она была у него
отточена до предела), а именно духом. Тэкисуи посоветовал ему медитировать над
таким коаном: «Когда встречаются два сверкающих меча, то прятаться негде; будь
холодно-спокойным, подобно цветку лотоса, расцветающему средь бушующего пламени
и пронзающему Небеса!» Лишь в возрасте 45 лет Тэссю удалось в медитации постичь
тайный, невыразимый словами смысл этого коана. Когда же он вновь скрестил мечи
со своим учителем, то Асари рассмеялся, отбросил свой клинок и, поздравив
Тэссю, назвал его своим преемником и новым главой школы.
Тэссю прославился не только как
мастер меча, но и как выдающийся наставник, оставивший после себя множество
учеников. Тэссю любил говорить, что постигающий это искусство меча постигает
суть всех вещей, ибо приучается одновременно видеть и жизнь, и смерть. Мастер
учил своих последователей, что истинная цель искусства меча заключается не в
уничтожении противника, а в выковывании собственного духа — только такая цель
достойна времени, потраченного на ее достижение.
Эта философия Тэссю отразилась и в
разработанной им системе так называемых сэйганов, до сего времени широко
применяемой в различных японских традиционных видах единоборства. Сэйган в дзэн-буддизме
означает обет, который дает монах, иначе говоря — суровое испытание, в котором
проявляется сила духа. Согласно методике Тэссю, ученик должен был непрерывно
тренироваться в течение 1000 дней, после чего он допускался к первому
испытанию: ему предстояло за один день провести 200 поединков с одним лишь
коротким перерывом. Если ученик выдерживал это испытание, то затем мог пройти
второе, более сложное: за три дня он должен был участвовать в трехстах
поединках. Третье же, заключительное испытание предполагало прохождение через 1400 поединков за семь
дней. Подобное испытание выходило за рамки обычного понимания фехтовального
искусства: для того чтобы выдержать такую нагрузку, одного лишь владения
техникой фехтования было мало. Ученик должен был объединить всю свою физическую
силу с силой духа и достичь могучего намерения пройти это испытание до конца.
Выдержавший такой экзамен мог с полным правом считать себя настоящим самураем
духа, каким и был сам Ямаока Тэссю.
Источник: http://www.samuraii.ru |