История сумо уходит корнями в глубочайшую
древность. Уже в китайских исторических и литературных памятниках конца I
тысячелетия до н.э. упоминается боевое искусство сянпу. Иероглифы этого
названия в японском прочтении дают слово собоку, а в современном звучании -
сумо. Другое иероглифическое обозначение слова сумо возводит его генеалогию к
китайской народной борьбе цзюэди, также получившей развитие с доисторических
времён. Более скрупулёзные исследователи находят упоминания о некой разновидности
сумо в канонической буддийской Сутре Лотоса, где нара (индийский вариант сумо)
упоминается в ряду других полезных наук, коими должен овладеть добродетельный
муж. Ссылаются также на биографию Сиддахарти Гаутамы, который, прежде чем стать
Буддой, усердно занимался борьбой и кулачным боем. Однако все эти факты имеют
весьма косвенное отношение к японскому сумо, хотя и позволяют в известной
степени выявить его прообразы в далёком прошлом.
Первые сведения о реальном сумо содержатся в "Записях древних лет"
("Кодзики", VII в.), собрании космогонических и исторических мифов,
выдвигающих версию божественного происхождения расы Ямато. Повествуется, в
частности, как во время продвижения японцев на северо-восток острова Хонсю
предводитель местных племён Такэминаката-но ками вызвал на поединок японского
полководца. Призом для победителя должно было стать всё движимое и недвижимое
имущество побеждённого. В схватке, происходившей без применения оружия,
самонадеянный воитель был повергнут, и все его владения законным путём перешли
к племени Ямато.
Другой эпизод с описанием сумо встречается в "Анналах Японии"
("Нихонги", VIII в.). Согласно этим хроникам, в 230 г. до н.э. в
провинции Идзумо на морском берегу состоялись первые официальные состязания
сумо в присутствии императора Суйнин. Непобедимый Кэхая из края Тадзима
встретился с Номи-но Сукунэ, представителем Идзумо. Вот как описывает её
"Нихонги": "... Номи-но Сукунэ прибыл из Идзумо, и ему и
Тайма-но Кэхая немедленно повелели бороться. Эти мужи встали друг напротив
друга. Оба подняли ноги и пнули друг друга. И Номи-но Сукунэ сломал ударом
ребра Кэхая, и еще раз ударил и сломал ему поясницу. Посему земля Тайма-но
Кэхая была захвачена и целиком отдана Номи-но Сукунэ." Побеждённый
скончался, а победитель был провозглашён первым чемпионом сумо и в дальнейшем
стал сакральным покровителем японских борцов. Подобные состязания в
"Анналах Японии" называются также тикара-курабэ - "соизмерение
сил". Думается, это название довольно точно отражает их суть. Как и во
всех молодецких потехах такого рода, именно сила и боевой задор, а не техника и
ловкость определяли победителя в схватке.
Таким образом, японцы определяют возраст сумо в 2200 лет. Однако достоверные
сведения о проведении состязаний сумо относятся к 642 г., когда по указанию
императора при дворе состоялся праздник в честь корейского посла. В
соревнованиях приняли участие воины дворцовой стражи и корейцы из охраны
посольства. Заметим, кстати, что в Корее издавна существовала борьба шубаку,
родственная японскому сумо как по иероглифическому написанию, так и по
внутреннему содержанию. С той поры при дворе ежегодно проводились состязания
сумо. Они были приурочены к Танабата, празднику окончания полевых работ и
начала осени, который отмечается в Японии седьмого числа седьмого лунного
месяца. С окончанием уборки риса (яп. сумаи) связывается и происхождение
названия сумо. Ещё задолго до установления ритуальных праздничных состязаний
сумосэти борьба входила в программу развлечений крестьян в Танабата, одном из
самых оживлённых народных фестивалей календарного цикла. Турнир сумо при дворе
обычно следовал за поэтическим турниром, причём нередко участники стремились в
равной степени проявить своё творческое и дарование и воинскую доблесть.
Что касается техники тогдашнего "сумо", то она была довольно
примитивна и включала в себя в основном толчки, сбивы, заваливания. Упор
делался на силу. Борцы стремились путем специальной диеты увеличить собственный
вес и, судя по изображениям, им это удавалось даже в те далекие, не вполне
обеспеченные времена. На турнирах удары перестали применяться из-за их
чрезвычайной опасности для здоровья, но в реальном бою борцы часто применяли
удары руками и толчковый удар пяткой вперед. Так как победа в ритуальной
схватке присуждалась борцу, бросившему противника наземь, то борьба в партере
не велась и, соответственно, не изучалась.
В эпоху Хэйан (VIII - XII вв.), знаменовавшуюся расцветом аристократической
культуры, сумо прочно вошло в быт японцев. Многочисленные празднества в
синтоистских храмах сопровождались обязательными военно-спортивными играми:
скачками, стрельбой из лука, набрасыванием сети. В городах и селениях служилые
самураи, ремесленники, купцы и крестьяне дружно участвовали в первенствах по
сумо без особых сословных разграничений. В таких демократических формах
народное, или "деревенское", сумо дошло и до наших дней.
Между тем церемониал придворного ритуального сумо (сэтиэ-дзумо) продолжал
неуклонно разрастаться и усложняться. В 821 г. в "Уложение о придворных
церемониях" был внесён параграф, касавшийся практики сумо. К тому времени
всеяпонские состязания приходились не на праздник Танабата, а на середину
второй декады седьмой суны. Позже, к концу эпохи Хэйан, чемпионаты стали
проводиться уже в восьмую луну. За три месяца до турнира императорские посланцы
сумаи-но цукаи направлялись во все провинции страны для выявления достойных
претендентов. Они совмещали в себе функции герольдов и инспекторов, наблюдавших
за отборочными соревнованиями. Как правило, сумаи-но цукаи назначались из
офицеров императорской гвардии.
"Общий сбор" (мэсиавасэ), как официально именовался ежегодный
чемпионат, обставлялся весьма торжественно.
Состязания проводились на территории столичных дворцов - посыпанные песком
внутренние дворы временно превращались в арены. В дни турнира весь Киото
становился огромным стадионом. Более трёхсот человек принимало участие в
процессии, открывавшей празднество. Впереди вручную тащили повозку (высотой от
8 до 25 м), украшенную шёлковыми полотнищами, лентами и цветами. На ней
синтоистские храмовые служители били в огромные барабаны. Множество жонглёров и
комедиантов, прибывших со всех концов Японии, услаждали толпу своим искусством.
По обе стороны процессии шли высшие чины в сопровождении пышной свиты. Шествие
замыкали специально отобранные для чемпионата борцы (около 40 человек),
представлявшие различные провинции и области.
Во время соревнований борцы выступали двумя командами - от придворной гвардии
правого и левого крыла. За самым перспективным тяжеловесом, лидером команды,
называвшимся хотэ, по старшинству следовали сначала ваки и далее борцы ещё
приблизительно семнадцати степеней по убывающей. Главный турнир, во время
которого проходили схватки между мастерами равных степеней от обеих команд,
проводился в один день. Затем следовали командные турниры "на выбывание
участников" и абсолютное первенство. Схватки проводились не на помосте,
как в наши дни, а на ровной песчаной площадке. Главным отличием хэйанского сумо
от его средневековых и современных аналогов было отсутствие чётких правил и
ограничений, что нередко приводило к тяжёлым травмам. По команде судьи борцы
без лишних церемоний сходились и начинали бой. Кроме общепринятых ныне приёмов
разрешалось использовать также удары руками и ногами в любую часть тела.
По окончании каждой схватки члены судейской коллегии, выделенные от гвардии
правого и левого крыла, громогласно объявляли победителя и втыкали в землю
стрелу. Впоследствии по количеству стрел подводились итоги соревнований.
Судьями были знатные военачальники. Если же они не могли прийти к единому
мнению, в качестве верховного арбитра приглашался сам император, чей приговор
звучал как глас синтоистских божеств, в честь которых и устраивалось
празднество.
Последний турнир сэтиэ-дзумо состоялся 25 числа седьмой луны 1174 г., в
правление императора Такамуры. Вскоре после того началась великая смута Гэмпэй
- затяжная кровопролитная война между самурайскими кланами Тайра и Минамото.
Результатом войны явилось физическое уничтожение цвета рыцарства рода Тайра. В
стране свирепствовали голод и эпидемии. Императорский двор бежал в Киото. После
долгих скитаний и унижений дворцовая аристократия была низведена до положения
хранителей обветшавших традиций. Реальная власть перешла в руки военных
самурайских правителей - сёгунов.
В последующие триста лет ритуальные турниры сумо проводились в Киото с
большими, иногда в несколько десятков лет, перерывами. Состязания по борьбе
сумо вошли в состав самурайского троеборья вместе с обычной стрельбой из лука
(дзярай) и стрельбой с коня на скаку (умаюми). Правила соревнований строго
запрещали использование ударов, некогда столь популярных в матчах сэтиэ-дзумо.
В течение нескольких веков, ознаменованных правлением воинского сословия и
непрестанными междоусобными войнами, сумо в значительной мере утратило свои
ритуальные функции и перешло на службу практическим нуждам самураев. Приёмы
сумо изучались с целью их применения на поле боя. Соревнования по борьбе часто
проводились при дворах знатных феодалов, в военных лагерях. Одновременно
развивалось и чисто зрелищное сумо в больших городах благодаря усилиям ронинов
- бродячих самураев, потерявших сюзерена и не нашедших иного занятия, кроме
борьбы на подмостках.
С XII в. наметилось размежевание спортивного и боевого сумо. Последнее больше
отвечало потребностям воинов, заинтересованных в создании эффективной системы
борьбы без оружия и против оружия. Так, на основе древнего сумо стали возникать
новые виды единоборств, впоследствии породившие большое многообразие школ и
направлений дзю-дзюцу. Впрочем, следует отметить, что в основе этих двух
оригинальных систем национальной японской борьбы лежат противоположные
принципы. Если сумо предполагает прежде всего победу при помощи силы, то
дзю-дзюцу ("искусство мягкости, податливости") культивирует ловкость
и техническое мастерство, которые позволяют слабому одолеть сильнейшего.
История сохранила совсем немного имён знаменитых борцов периода расцвета
сэтиэ-дзумо и ещё меньше имён, относящихся к эпохам Муромати и Асикага, которые
охватывают около четырёх столетий. Так, например, в средневековой рыцарской
эпопее "Сказание о братьях Сога" ("Сога моногатари")
повествуется о поединке между Кавадзу Сабуро и Матано Горо в 1176 г. Кавадзу,
служилому самураю маленького роста (всего 154 с), удалось нанести
сокрушительное поражение гиганту Матано, профессиональному рикиси, до той поры
не знавшему поражений. Знаменитый "бросок Кавадзу" вошёл в
канонические 48 приёмов раннего сумо. Сборник поучительных легенд, притч и
рассказов - "Повести о ныне уже минувшем" ("Кодзяку моногатари")
- донёс предание о некоем борце сумо, который разорвал пополам удава.
Динамическими сценами с показом сумо пестрят страницы народных фарсов - кёгэн.
Эти фарсы, которыми перемежались постановки классических драм театра ноо,
пользовались особой любовью горожан.
В "Жизнеописании Ода Нобунага" рассказывается о том, как своенравный
объединитель Японии в конце "периода враждующих княжеств" (1570 -
1581) устраивал грандиозные турниры сумо в своём замке. Всё большую
популярность приобретали выступления рикиси на ярмарках и площадях.
Прекращение междоусобных войн в начале XVII в. привело к установлению
долговременного правления династии сёгунов Токугава. Бурный рост ремёсел и
развитие купеческого промысла в таких центрах, как Киото, Осака, Эдо, вызвали к
жизни колоритную городскую культуру. В эпоху Токугава творили великие поэты
Басё, Бусон, Рёкан, великие писатели Ихара Сайкаку, Тикамацу Мондзаэмон, Уэда
Акинари, Такидзава Бакин, великие художники Утамаро, Сюнсё, Сяраку, Хокусай,
Хиросигэ. Большинство ныне признанных школ воинских искусств - фехтования,
борьбы, стрельбы из лука - так же возникло в мирную эпоху Токугава, когда
оставшиеся не у дел служилые самураи дружно занялись шлифовкой своего
мастерства, доводя его до виртуозности.
Золотой век наступил и для сумо, которое наряду с театром кабуки превратилось в
любимейшее развлечение горожан. Могучие рикиси, как и утончённые актёры кабуки,
становились кумирами всего взрослого населения городов. Славу их можно было
сравнить разве что со славой современных звёзд мирового футбола.
С XVII в. по всей Японии получило распространение так называемое храмовое сумо
(кан-дзин-дзумо).
Прямого отношения к храмовому ритуалу это сумо не имело: встречи знаменитых
рикиси устраивались по случаю открытия новых мостов, закладки дворцов и храмов,
календарных праздников, юбилеев и т.д. Из храмового сумо развилась традиция
чисто зрелищных состязаний, привлекавших тысячи болельщиков. Такие исторические
памятники, как "Старые и новые истории о сумо" и "Всё о
сумо", сохранили имена чемпионов конца XVII в.: Ояма Дзироэмона, Ивасаки
Гэндаю, Имакава Садаэмона. С 1791 г. сумо превратилось в цеховый промысел. В
выступлениях бродячих борцов запрещено было пользоваться приёмами сумо.
В те же годы владельцы типографий стали выпускать массовыми тиражами бандзукэ -
рекламные буклеты со списками команд и характеристиками ведущих борцов. В
сороковые годы XVIII в. закрепилась традиция проведения двух ежегодных
чемпионатов сумо в Осаке и Эдо попеременно. То были поистине грандиозные
спортивные игры, привлекавшие участников и болельщиков со всех концов страны.