В качестве одного из основных элементов военных искусств
буси рассматривалось со-дзюцу - умение владеть копьём (яри). Со-дзюцу было
обязательным как для самураев высшего ранга, воевавших в составе кавалерии
даймё, так и для рядовых воинов-пехотинцев.
Копья прямые, колющего типа, с односторонней заточкой, и обоюдоострые, и
саблеобразные (нагината, или хоко) и т.д. являлись незаменимым оружием
феодальных междоусобиц. Их применяли при одиночных схватках, во время
рукопашного боя отдельных отрядов и целых армий феодалов, для влезания на стены
укреплений и замков противника (пики с крючьями), при абордажных операциях на
море.
Со-дзюцу преподавалось также в клановых школах феодалов. Амуниция для борьбы на
копьях несколько напоминала снаряжение кэндоистов, в частности маской для
защиты лица. Суть занятий сводилась к умению поразить противника в уязвимые
места тренировочным копьём, имевшим на конце вместо острия мягкий шарик из
материи.
Кроме кэндо, в самурайских искусствах особо выделялось фехтование на алебардах.
Двухметровой алебардой пользовались, как правило, в битве пешие самураи.
Нагината наряду с кинжалом считалось в феодальное время также единственным
холодным оружием женщин сословия воинов, которое они применяли в случае
опасности, защищая себя, детей, дом и имущество при нападении врага. Поэтому
каждая дочь самурая, выходя замуж, получала в виде своеобразного приданого
набор алебард. Специальный курс фехтования на алебардах дочери самурая
проходили ещё до наступления совершеннолетия. Требования к девушкам во время
тренировок в фехтовании на алебардах были так же жёстки, как и при фехтовании
на мечах у мальчиков. Однако, хотя упражнения с двухметровой нагината были не
очень простыми и лёгкими, всё же они не требовали такой подготовки, искусства в
обращении и физической силы, как занятия с мечом и луком. Основным в фехтовании
на нагината было научить фехтовальщицу поражать противника в незащищённые
доспехами участки тела - шею или ноги. Часто главный удар алебардой направлялся
так, чтобы перерубить сухожилие около пятки и лишить тем самым нападающего
противника способности наступать и свободно передвигаться.
Жёны самураев достигали иногда большого мастерства во владении этим видом
оружия, принимая участие даже в сражениях.
Во время сацумского восстания 1877г. например, в военных действиях против
правительственных войск микадо воевали наряду с восставшими самураями также и
женщины, вооружённые алебардами.
Фехтование на алебардах имело не только чисто практическое, военное значение.
Эти упражнения содействовали физическому развитию женщин сословия воинов,
живших в праздности в силу своего социального положения.
В после реформенное время фехтование на нагината стало доступно всем слоям
общества. В некоторых народных и средних школах Японии фехтование на алебардах
было принято учебным планом как обязательное.
Так же как и другие виды воинских искусств, этот вид борьбы признавался
самураями в первую очередь занятием, служащим для формирования духовных
способностей личности, и только во вторую очередь - упражнением, укрепляющим
мускулатуру тела, развивавшим физическую силу.
Источник: http://samurai-japan.narod.ru |