Несмотря на изменения в правилах и частичные
нововведения, суть борьбы осталась прежней: ей было также свойственно
стремление к гармонии, развитию физических и духовных способностей, призванных
служить как победе над противником, так и для морального воспитания личности,
которое должно было влиять на образ жизни человека.
В 1868 году Япония вышла на новый виток своего развития. В результате
буржуазной революции Мэйдзи-исин рухнуло трёхсотлетнее правление сёгунов
Токугава, завершилась эра властвования самурайского сословия. Указ 1871 года
объявил о роспуске самурайских дружин и отмене их сословных привилегий. Япония
открылась для западного мира и развернула процесс модернизации, направленный на
сокращение отставания, прежде всего технологического, от Запада.
В результате бу-дзюцу оказались в чрезвычайно сложном положении.
Во-первых, с исчезновением самурайского сословия они утратили свою социальную
базу. В период Мэйдзи дзю-дзюцу перестала быть борьбой рыцарской прослойки и
получила широкое распространение среди народа, оставаясь, однако, одной из
главных дисциплин в вооружённых силах императорской армии в послереформенной
Японии. В это время каждый солдат, матрос и полицейский должен был обучаться
дзю-дзюцу.
Во-вторых, техническое перевооружение и реформа армии на западный манер,
сделали многие бу-дзюцу совершенно ненужными пережитками, которые в то время не
воспринимались даже как музейные экспонаты.
Возникла необходимость коренной реформы бу-дзюцу, которая позволила хотя бы
некоторым из них продолжить своё существование. И выход был найден. Во второй
половине XIX века (1866г.) Кано Дзигоро основал новую школу борьбы, которая
получила название "дзю-до".
В то же время был создан институт дзю-до Кодокан. Поначалу его школа была
воспринята лишь как еще одна школа дзю-дзюцу, однако вскоре выяснилось, что его
система имела целый ряд принципиальных отличий от старых школ.
Борьба основывалась на принципах дзю-дзюцу, однако исключала многие приёмы,
опасные для жизни. На первое место Кано Дзигоро ставил сообразительность и ум,
а не грубую физическую силу. Тактика борьбы дзюдо так же, как и дзю-дзюцу, не
требовала наступления, она воспитывала умение выжидать, терпеливо наблюдать,
идти на уступки, поддаваться противнику, используя в конце концов его намерения
и силу по смыслу так: "победа уступкой".
Заменив слово "дзюцу" на слово "до" - "путь" -
Кано отказался от прежней установки на практическую прикладную ценность и
заявил о том, что во главу угла должно быть поставлено духовно-нравственное
воспитание, внутреннее совершенствование, достижение этического идеала.
Несмотря на изменения в правилах и частичные нововведения, суть борьбы осталась
прежней: ей было также свойственно стремление к гармонии, развитию физических и
духовных способностей, призванных служить как победе над противником, так и для
морального воспитания личности, которое должно было влиять на образ жизни
человека.
В противоположность диким крикам, раздающимся на площадке для кэндо, в зале
дзю-до, называемом додзё - "зал для размышлений" обычно преобладает
тишина. Борьба должна проходить без внешних знаков возбуждения участников и
зрителей, причём наблюдающим за схваткой строго запрещается зевать во время её,
так как поединок дзюдо отождествляется нередко, по японским воззрениям, с
беседой. Психическая дисциплина и молчание в первую очередь необходимы борцу
для концентрации внимания, и побеждает в дзюдо, как правило тот, кто обладает
совершенным телесным и "духовным" равновесием.
Конец XIX - начало XX вв. помимо возникновения будо характеризовался еще и появлением
целого ряда новых для Японии воинских искусств. Речь идет, о дзюкэн-дзюцу
(штыковой бой), тосю-какато (военная система рукопашного боя, созданная Тиба
Сансю), тайхо-дзюцу (полицейская система задержания преступников), кэйбо-сохо
(техника боя полицейской дубинкой) и т.д.
Источник: http://samurai-japan.narod.ru |