Начиная с середины XVI века японское искусство
рукопашного боя без оружия, претерпевает революционные изменения. Это было
предопределено многими факторами. Нововведения были связаны в основном с
появлением огнестрельного оружия и ликвидацией всяких гарантий
"непробиваемости" панциря. Изменился также общий характер ведения
боевых действий. Сражение этого периода - уже не грандиозный турнир, а
столкновение армий, где роль индивидуального воина отходит на второй план перед
коллективными действиями. Здесь никто не откликается на вызов на поединок,
стальная конная масса попросту давит воина-одиночку, а стена копейщиков во
мгновение ока превращает его в решето. Нападения сзади, вдесятером на одного
становятся обычным делом. По сравнению с предыдущим периодом резко возросла
численность армий, которые теперь комплектуются не только из благородных буси,
но и из простолюдинов. Рост количества воинов в сочетании с новой маневренной
тактикой ведут к изменению защитного вооружения, которое должно стать легче и
дешевле. И в XVI в., во времена правления Тоётоми Хидэёси появились облегчённые
модели доспехов конструкции знаменитого мастера Мацунага Хисасигэ. В новом
варианте панцирь приобрёл вид чешуи, состоявшей из тонких железных пластин.
Такой доспех назывался гусоку. Его уменьшенная разновидность, состоявшая только
из набедренника, наголенников и латных нарукавников, назывались "малый
доспех" - когусоку, и служила для экипировки полчищ рядовых
солдат-пехотинцев асикагу ("лёгконогие").
В результате всех этих перемен складывается новая система рукопашного боя в
облегченном доспехе когусоку, известная под названиями когусоку и коси-но
мавари ("окружающее поясницу") и довольно близкая к настоящему
дзю-дзюцу. По сравнению с ёрои-кумиути арсенал когусоку был гораздо шире. Здесь
и знакомые нам по дзю-до и айкидо броски через бедро, спину, плечо; оригинальные
перевороты противника вниз головой с последующим опусканием черепом на
мостовую; разнообразные подсечки; болевые приёмы на локоть и колено, шейные
позвонки. В когусоку уже довольно широко применялись удары, рассчитанные на
поражение не прикрытых доспехом частей тела - почек (круговой удар кулаком в
обход туловища), паха (удар типа "апперкот" под "юбку"
доспеха), колена (удар ребром стопы) и т.п. Изобретение когусоку приписывается
Такэноути Хисамори, который был силен духом, но мал ростом и слаб телом, а
потому мечтал научиться побеждать более сильных и рослых противников за счет
ловкости и техники.
В июне 1532 г., как гласит легенда, Такэноути явился во сне горный
монах-отшельник и продемонстрировал пять способов захвата и удержания врага с
помощью болевых приёмов. Тот же монах объяснил спящему самураю преимущества
лёгкого вооружения перед тяжёлым в плане подвижности и манёвренности. С
достопамятной ночи и ведёт своё происхождение ныне здравствующая школа
дзю-дзюцу - Такэноути-рю.
Вообще японские системы рукопашного боя в течении веков не раз меняли названия
и фигурировали в исторических памятниках и документах как явара, ва-дзюцу,
тайдзюцу, тотирэ, коси-но мавари, хакуда, сюбаку, кумиути и пр.
Когусоку в тот период не вытеснило ёрои-кумиути, поскольку самураи высших
рангов по-прежнему носили тяжелые доспехи, способные защитить даже от мушкетной
пули. В результате многие школы бу-дзюцу ввели в свою программу оба этих вида
рукопашного боя. Примером такой системы является известная школа Ягю Синган-рю,
где четко разграничивается уровень асигару - когусоку, и уровень буси -
ёрои-кумиути, а кроме того имеется еще и дзю-дзюцу - то есть искусство ведения
боя без оружия (или с малыми подручными видами оружия) и без доспехов, но это
уже следующий этап эволюции японской борьбы.
Источник: http://samurai-japan.narod.ru |