Несколько иным по сущности, но всё же близким к кэндо в
плане психической подготовки предстаёт перед нами искусство стрельбы из лука -
кюдо, или кюдзюцу (путь лука).
Кюдо было широко распространено в среде японского дворянства, так как луки и
стрелы в средневековье являлись наряду с мечом одним из ведущих видов
вооружения буси, предназначаясь для ведения дальнего боя. Лук и стрелы, как и
меч, считались у самураев священным оружием, а фраза "юмия-но мити" -
"путь лука и стрел" была синонимичной выражению "путь
самурая" (бусидо). Истоки искусства стрельбы из лука уходят своими корнями
в глубокую древность. Уже в анналах "Кодзики" (712г.) и
"Нихонги" (720г.) имеются упоминания о мастерах стрельбы из лука.
Важное место занимали лук и стрелы в синтоистском культе. При закладке
синтоистских храмов, а позднее во время храмовых праздников синто, когда
производились традиционные соревнования по борьбе сумо, приуроченные к этим
событиям, на борцовскую арену выносились лук и стрела. Борцы исполняли с луком
ритуальные танцы, после чего боковые судьи прикрепляли это оружие к столбам, на
которых держалась крыша арены.
О связи с синто также свидетельствуют стрельбы из лука на территориях синтоистских
храмов в присутствии синтоистского духовенства и наличие таких атрибутов, как
хамия и хамаюми - священных лука и стрелы, имеющих своим назначением изгонять
злых духов. Обычно эти предметы культа освящались жрецами синто.
Однако не только синтоистские священники пользовались луком и стрелами.
Буддийские жрецы также практиковали стрельбу из лука при своих храмах для
привлечения к ним народных масс. Одним из наиболее известных храмов, в котором
обычно проходили тренировки в искусстве стрельбы из лука, был буддийский храм
Сандзю-сангэндо ("33 отсека") в Киото, который имел длинную крытую
галерею, прекрасно подходящую для стрельб. По традиции стрельбы из лука в этом
храме проводились в начале нового года.
Стрельбе из лука самураи придавали большое значение и посвящали тренировкам
кюдо много времени, так как роль лука в феодальных войнах была очень велика.
Так же как и кэндо, искусство стрельбы из лука было пропитано мистицизмом, что
делает кюдо своеобразным и не похожим на стрельбу из лука в Европе видом
военного мастерства. Кюдо, по высказываниям его толкователей, даётся человеку
только после длительной учёбы и подготовки, в то время как индивидууму, не
понявшему его сути, оно вообще будет недоступно.
Многое в кюдо, по японским понятиям, выходило за рамки человеческого разума, и
не было доступно пониманию. Считалось, что стрелку в этом полумистическом
искусстве принадлежала лишь второстепенная роль, роль посредника и исполнителя
"идеи", при которой выстрел осуществлялся в некоторой степени без его
участия. Действия стрелка здесь имеют двуединый характер: он стреляет и
попадает в цель как бы сам, но, с другой стороны, это обусловлено не его волей
и желанием, а влиянием сверхъестественных сил. Стреляет "оно", т.е.
"дух" или сам "Будда". Самурай не должен был думать в
процессе стрельбы ни о цели, ни о попадании в неё - только "оно"
хочет стрелять, "оно" стреляет, и "оно" попадает, говорили
идеологи кюдо. В луке и стрелах стреляющий мог видеть лишь "путь и
средства" для того, чтобы стать причастным к "великому учению"
стрельбы из лука. В соответствии с этим кюдо рассматривалось не как
"техническое", а как абсолютно "духовное" действо. В этом
тезисе и заложено глубокое религиозное содержание стрельбы, являющейся
одновременно искусством метода дзен-буддизма. Цель стрельбы из лука -
"соединение с божеством", при котором человек становился
"действенным Буддой".
Во время выстрела воин должен был обладать совершенным спокойствием,
достигавшимся посредством медитации. "Всё приходит после достижения
полного спокойствия", - говорили японские мастера стрельбы из лука. В
дзеновском смысле это значило, что стреляющий погружал себя в беспредметный,
несуществующий мир, стремясь к сатори. Просветление, по японским
представлениям, означало здесь одновременно "бытие в небытии", или
положительное небытие". Только уйдя в состояние "вне себя", при
котором самурай отказывался от всех мыслей и желаний, производилась "связь
с небытием", из которого стрелок "возвращался обратно в бытие"
лишь после отлёта стрелы к цели. Таким образом, единственным средством, ведущим
к просветлению, являлись в данном случае лук и стрела, что делало бесполезным,
по толкованиям идеологов кюдо, в данном случае всякие усилия человека в работе
над самим собой без этих двух элементов.
В начальной стадии сосредоточения стрелок концентрировал внимание на дыхании,
имевшем в кюдо большее значение, чем в других видах военных искусств, затем оно
регулировалось уже скорее бессознательно. Принцип постановки дыхания в кюдо был
таким же, как и в кэндо, сумо и других видах борьбы с оружием или без него. Для
того чтобы уравновесить дыхание, воин, сидя со скрещенными ногами, принимал
положение, при котором верхняя часть туловища держалась прямо и расслабленно,
как во время медитации дзен.
После предварительной подготовки начиналась собственно стрельба. Если она
производилась по классическому церемониалу (дзярай или сярэй), который
сохранился почти в неизменном состоянии со времён средневековья и до наших
дней, то самурай был одет в древнеяпонскую одежду так же, как и его оруженосцы,
находившиеся по обе стороны от него.
Стрельба имела четыре стадии:
-
подготовка к прицеливанию;
Стрельба могла производиться из положения стоя, с колена и верхом на коне.
Получив от оруженосца стрелу и лук, буси вставал со своего места и,
преисполненный собственного достоинства, принимал положение для стрельбы на
исходном рубеже. Благодаря спокойному дыханию самурай достигал состояния
додзукури - спокойствия духа и тела, после чего приготавливался к выстрелу (югумаэ).
Стрелок поворачивался левым плечом к цели, держа лук в левой руке. Ноги он
расставлял на расстояние, равное длине стрелы (асибуми), стрелу клал на тетиву
и удерживал её пальцами, а сам тем временем, полностью расслабив мускулы рук и
груди, поднимал лук над головой (ути-окоси), для того чтобы натянуть его в этом
положении (хикитори). Дыхание в этот момент производилось не полной грудью, а
животом, что позволяло пребывать грудной мускулатуре и рукам в расслабленном
состоянии. После момента, предшествующего непосредственному пуску стрелы (кай),
производился выстрел (ханарэ). В это время физические и психические силы
самурая были сконцентрированы, по японским понятиям на "великой цели"
(дзансин), т.е. на стремлении соединиться с божеством, но, ни в коем случае, не
на мишени и желании попасть в цель. Произведя выстрел, стрелок опускал лук и
возвращался на своё место.
Источник: http://samurai-japan.narod.ru |