Не меньший интерес представляет собой также стрельба с
лошади (ума-юми). Впервые об этом виде стрельбы упомянуто в
"Нихонги", где говорилось о ума-юми, практиковавшейся при императрице
Когёку (642 - 645). Позднее стрельба с лошади стала называться в исторических
источниках "ябусамэ". Наибольшего расцвета ябусамэ достигла в период
Камакура, когда бадзюцу в сочетании со стрельбой из лука, рассматривались как
обязательные виды искусств для высших рангов самурайства.
Стрельба из лука с лошади также как и кюдо, была не только обязательным, но и
любимым видом состязаний самураев и проводилась обычно в обществе буси, когда
они соединялись в команды для состязаний по конному спорту.
Как правило, крупные состязания производились на скаковом кругу в храме Цуруга
ока Хатиман, находящемся в г. Камакура (нынешняя префектура Канагава), или на
берегу моря, обычно во время синтоистских праздников.
В качестве главного распорядителя при ябусамэ выступал синтоистский священник.
Мишень или доспехи воина (в период Камакура) ставили вертикально около манежа,
и стрелок, мчась на коне по кругу, стрелял по цели три раза с интервалом в
десять секунд.
Ябусамэ продолжает существовать и в настоящее время, но уже как чисто развлекательное
зрелище. По традиции, соревнования в стрельбе из лука с лошади проводятся 15 -
16 сентября на территории Камакура.
Наряду с ябусамэ в ряд самурайских военных искусств входило так называемое
ину-о-моно - упражнение по преследованию на лошади собаки. Ину-о-моно так же,
как и ябусамэ, имело своей целью выработать у самурая способность быстро и
метко стрелять из лука на скаку, управляя в то же время конём, что было крайне
необходимо для буси при сражении в составе конных соединений. Ину-о-моно, в отличие
от стрельбы по мишени, имело своей сущностью поражение движущейся цели. Во
время движения на коне по манежу всадник должен был попасть тренировочной
стрелой с деревянным наконечником в собаку, которая выпускалась на участке для
стрельбы.
Особенно большого развития ину-о-моно достигло в период Муромати (1333 - 1573),
когда стрельба из лука в сочетании с верховой ездой (кюба) считалась наиболее
необходимой для буси высших рангов.
Воины тренировались также в верховой езде во время традиционного отлова диких
лошадей, который проводился в середине пятого месяца каждый год в день обезьяны
(12-й день по циклическому отсчёту) обычно при участии священников синто. Такие
отловы устраивались в средневековье на равнине Канто по приказу даймё и имели
своей целью наряду с пополнением конюшен новыми боевыми лошадьми выявление
лучшего всадника (или группы всадников) дружины князя и тренировку в бадзюцу.
Погоня за дикими лошадьми осуществлялась в полном снаряжении: в шлемах,
доспехах, с боевыми знамёнами (набори).
Позднее этот обычай превратился в синтоистский праздник и получил название
"намаон" - полевые манёвры конницы. Назначение праздника - вдохновить
юношество и взрослых буси, привить им храбрость и мужество. Основной частью
являлись скачки и борьба двух групп всадников за захват знамени. Перед
состязанием соревнующиеся пили холодное сакэ или воду - мидзусакадзуки так же,
как это делали самураи перед настоящим боем при расставании (возможно, вечно) с
родными.
Источник: http://samurai-japan.narod.ru |