Пока
считается, что воины обязаны разбираться в понятиях добра и зла и стараться
поступать справедливо и избегать ошибок, Путь самурая живет.
Справедливость и несправедливость означают добро и зло. Справедливо - это
хорошо, несправедливо - это плохо. Обычно люди не лишены полностью понимания
добра и зла, справедливости и несправедливости, но они находят неинтересным и
утомительным поступать справедливо и быть великодушными. Поступать
несправедливо и плохо вести себя - дело более забавное и привычное; поэтому они
склоняются в сторону неправильных и плохих дел, и им становится трудно
поступать по справедливости и делать добро.
Законченный глупец, который не различает добро и зло или справедливость и
несправедливость, не достоин даже, чтобы о нем говорили. Однажды определив
что-то как неправильное и плохое, а затем поступить не по совести и
справедливости и сделать то, что несправедливо - такое поведение недостойно
рыцаря. Это олицетворение несовершенства нашего времени. Его истоки в
недостатке у людей выносливости и способности переносить страдания. Недостаток
выносливости - вообще-то явление вполне нормальное, но вы обнаружите, что оно
проистекает из малодушия.
Поэтому воины считают крайне важным всегда остерегаться ошибок и поступать по
справедливости.
Имеются три способа (пути) поступать по справедливости.
Предположим, вы собираетесь отправиться куда-то со своим знакомым, у которого
имеется сто унций золота. Он хочет до возвращения оставить золото в вашем доме,
вместо того, чтобы взять с собой и беспокоиться о нем в дороге. Допустим, вы
берете золото и прячете его там, где никто не может найти. А сейчас
предположим, что ваш товарищ умирает во время путешествия, возможно, от
отравленной пищи или удара. Никто другой еще не знает, что друг оставил золото
в вашем доме, и никто не знает, что оно у вас.
В этой ситуации, если вы без каких-либо задних мыслей погорюете о трагедии и
сообщите о золоте родственникам погибшего, отослав его им как можно скорее,
тогда можно будет искренне сказать, что вы поступили справедливо, сделали
хорошее дело.
А сейчас предположим, что ваш спутник с золотом был всего лишь знакомый, а не
близкий друг. Никто не знает о золоте, которое он оставил вам, и некому о нем
спросить. На какое-то время вы оказались в сложных обстоятельствах, вам улыбнулась
удача; почему бы не промолчать о случившемся?
Если вы устыдитесь, обнаружив у себя такие мысли, измените свое решение и
вернете золото кому следует, о вас можно сказать, что вы поступили справедливо,
избежав бесчестья.
Теперь предположим, что кто-то в вашем доме - может быть, жена, дети или слуги
- знает о золоте. Допустим, вы вернете золото законным наследникам, чтобы
избежать бесчестья за корыстные помыслы, могущие овладеть кем-либо в вашем
доме, и чтобы не опасаться за правовые последствие. Тогда о вас можно будет
сказать, что вы поступили справедливо, чтобы избежать бесчестья других людей.
Но как вы поступите, если вообще никто не знает о золоте?
Даже в таком случае достаточно трудно будет определить, что вы не тот, кто
знает, как поступить правильно, и так поступает.
Процесс развития потребности поступать справедливо проистекает из опасения
потерять уважение тех, кто близок вам, начиная с вашей семьи и слуг; затем
переносится на сдерживание желания сделать что-то нехорошее и осознанное
стремление поступать по справедливости из опасения опозориться и быть
порицаемым и осмеянным всем обществом. Если вы следуете этому принципу,
поступать по совести для вас становится привычным, поэтому, в конечном счете,
вы развиваете такой образ мышления, который отдает предпочтение совершению
праведных поступков и не приемлет дела несправедливые.
Применимо к воинскому бесстрашию, те, кто рождены смелыми и не дрогнут под
стрелами и пулями на поле брани, все же могут испытывать волнение, ибо
направляемые преданностью и долгом, они делают свои тела мишенью.
Неустрашимость их стремящегося вперед духа также проявляется и физически; само
собой разумеется, что они великолепны в бою.
Есть и такие, кто колеблется в минуты опасности, их сердца трепещут и колени
дрожат, даже если они идут вперед вместе с храбрецами, решив не подвергать себя
риску быть осмеянными позже, так как понимают, что их товарищи увидят, если они
останутся. Хотя эти воины и гораздо хуже настоящих смельчаков, но когда они
пройдут через это испытание снова и снова, постоянно участвуя в битвах, они
привыкнут так поступать, и в конце концов их сознание успокоится, и они станут
выдающимися рыцарями, сильными и решительными, не так уж отличаясь от
прирожденных смельчаков.
Поэтому, когда приходит время поступать правильно и будь мужественным, другого
выхода нет, иначе - бесчестье и позор. Если вы поступаете несправедливо и вас
не волнует, что люди могут осудить вас за это, или если вы трусливы или
равнодушны к тому, что люди будут смеяться над вашим малодушием, вас уже никто
ничему не сможет научить.
Источник: http://about-japan.narod.ru/ |