Главное, что
должно беспокоить любого воина, независимо от его ранга - как он поведет себя в
момент смерти. Не важно, насколько красноречивы и умны вы обычно; если вы
потеряете самообладание на грани смерти и умрете неподобающим образом
(недостойно), все ваше предшествующее хорошее поведение пойдет насмарку, и вы
упадете в глазах уважаемых людей. Это очень большой позор.
Воин совершит выдающиеся подвиги на поле битвы и заслужит высочайших почестей,
только смирившись с фактом, что ему предстоит умереть. Вследствие этого, если
ему не повезло, и он потерпел поражение, когда наступает момент сложить голову,
и враги спрашивают, как его зовут, он четко называет свое имя и встречает
смерть с улыбкой, не выказывая ни малейших признаков страха.
Другой выход. Если ранение настолько серьезное, что врачи бессильны помочь,
воину надлежит честно сказать об этом своим командирам и товарищам и заботиться
о своих ранах, пока в сознании, после чего спокойно уйти из жизни.
Такой подход к смерти, даже в мирное время, даже для юных воинов, не говоря уже
о старшем поколении, должен духовно подготовить их на случай серьезной болезни,
воспитать готовность покинуть этот мир без сожалений. Конечно, это относится и
к высшим должностным лицам, но даже если воин - простой солдат, он должен
позвать своего начальника, пока еще может говорить, поблагодарить его и
извиниться, а затем объявить о своей неминуемой смерти.
Лишь сделав это, он также должен попрощаться с семьей и друзьями, позвать своих
детей и обратиться к ним со словами: "Смерть от болезни, несмотря на
долгое покровительство господина, - это не та цель, к которой стремится
настоящий воин, но тут ничем нельзя помочь. Пока вы молоды, следуйте моим
заветам; во что бы то ни стало готовьтесь служить сюзерену, всегда быть
преданными и исполнительными, усердно выполнять служебные обязанности. Если вы
нарушите этот завет и проявите нелояльность или поступите несправедливо, я
непременно отрекусь от вас, даже будучи в тени листвы и травы".
Сделать четкое последнее заявление - обязанность истинного воина. Один мудрец
по этому поводу так сказал: "Когда люди близки к смерти, пусть слова их
будут хорошими".
То, о чем говорилось выше, можно назвать Путем смерти воина. В отличие от
этого, если вы боретесь со смертью, отказываясь считать болезнь смертельной,
радуясь, когда кто-нибудь называет болезнь несерьезной, и негодуя, когда
признают ее серьезной, споря с врачами и произнося невыполнимые клятвы и
молитвы, лихорадочно размышляя, не делая прощального заявления даже при
серьезном ухудшении состояния - это похоже на смерть собаки или кошки.
Испортить свой последний час подобным образом - неподобающий способ умереть,
происходящий от игнорирования необходимости помнить о смерти все время - как
рекомендовалось в начале этой книги. Не хотеть слушать известия о чьей-либо
смерти; считать, что вы всегда будете жить на этом свете, означает страстное
желание жизни. Если вы выйдете на поле брани с подобными малодушными мыслями,
то не сможете умереть геройской смертью, исполнив долг преданности и
почтительности.
Вот почему те, кто совершенствует свое воинское мировоззрение, относятся даже к
смерти в постели от болезни как к "одному из главных событий в
жизни".
Источник: http://about-japan.narod.ru/ |