«Сэппуку» («seppuku», 切腹) представляет собой одну из форм японского ритуального
самоубийства посредством вспарывания живота и изначально практиковалось только
самураями.
Сэппуку совершалось самураями добровольно, когда те хотели с честью уйти из
жизни, а не попасть в руки своих врагов, а также было формой высшей меры
наказания для тех самураев, которые совершили различные тяжкие преступления.
Сэппуку осуществляется путём вонзания
меча в живот и перемещением его слева направо режущим движением.
Также существовала практика
совершения сэппуку после смерти своего господина: «оибара» («oibara», 追腹 или追い腹)
в случае «кунного», японского чтения иероглифов, или «цуифуку» («tsuifuku», 追腹) – в случае «онного», японо-китайского чтения.
Лексика
и этимология
Наиболее известным названием данного
вида самоубийства является «харакири» («harakiri», 腹切り), которое пишется теми же кандзи, что и «сэппуку», но в
обратном порядке: в «сэппуку» первым идёт иероглиф «резать», а потом «живот», а
в «харакири» - наоборот.
В Японии «харакири» является
разговорной формой и несёт некоторый уничижительный и бытовой оттенок: грубо
говоря, раньше самураи делали «сэппуку» по всем полагающимся правилам, а
сегодня некоторые японцы делают именно «харакири».
К слову, иногда что в русском, что в
английском языке вместо «харакири» ошибочно употребляется «харикари»
(«harikari»).
Сэппуку
и бусидо
Сэппуку является ключевым моментом
бусидо, кодекса чести самураев, оно совершалось воинами в целях избегания
попадания в плен и для смягчения позора. Самурай также мог сделать сэппуку по
приказу своего даймё. Позднее опальным воинам также разрешали сделать сэппуку,
а не убивали в обычном порядке посредством отрубания головы.
Наиболее распространённой формой
сэппуку для мужчин было именно вспарывание живота, а когда самурай заканчивал
ритуал, помощник помогал ему «сохранить лицо», отрубая голову. Поскольку суть
этого ритуала заключалась в восстановлении и защите чести воина, никому не за
пределами касты самураев не приказывали сделать сэппуку и не ожидали от них
этого. В целом самурай мог совершить этот акт только с разрешения господина.
Иногда даймё призывали совершить
сэппуку в качестве основы для мирного соглашения: этот шаг ослабил бы ещё
больше побеждённый клан, после чего сопротивление было бы фактически
прекращено. Тоётоми Хидэёси подобным образом в некоторых случаях использовал
самоубийства своих врагов, например, когда клан Ходзё (Hōjō) был побеждён в
осаде замка Одавара (Odawara) в 1590 г., Хидэёси настаивал на самоубийстве
даймё Ходзё Удзимасы (Hōjō Ujimasa) и изгнании его сына Удзинао (Ujinao). Так,
в результате одного удара меча был уничтожен самый мощный клан в восточной
части Японии того времени.
Ритуал
Со временем сэппуку превратилось в
тщательно регламентированный ритуал. В случае, если самоубийство совершалось не
на поле боя и планировалось заранее, оно проводилось при зрителях.
Самурай принимал ванну, одевался в
белое кимоно, вкушал любимую пищу, а когда завершал последние приготовления,
перед ним клали ритуальный короткий меч («танто», «tantō»; также это мог быть
вакидзаси) на блюде или подставке. Одетый торжественным образом, сидя перед
мечом, самурай готовился к последнему действу в своей жизни и писал своё предсмертное
стихотворение.
Перед проведением ритуала будущий
самоубийца мог выбрать себе помощника («кайсякунин», «kaishakunin», 介錯人; «кайсяку», 介錯), который, как правило, был его близким другом или
родственником и должен был отрубить ему голову. Как правило, отсечение головы
производилось в тот момент, когда самоубийца вонзал танто себе в живот. При
этом кайсякунин мог продемонстрировать наивысшее мастерство, отрубив голову
таким образом, чтобы она повисла на тонкой полоске кожи. Этот удар назывался «дакикуби»
(«dakikubi») и требовал от исполнителя такого мастерства, что его мог исполнить
только очень опытный фехтовальщик.
Этот ритуал вошёл в обиход после
того, как сэппуку перешло с полей схваток и военного времени в околосудебную
практику. При этом кайсякунин уже не обязательно был близким другом самоубийцы.
Также, если воин, потерпевший поражение, тем не менее, хорошо сражался,
противник мог оказать дань уважения его мужеству и выступить для него в роли
кайсяку.
Ямамото Цунэтомо (Yamamoto
Tsunetomo) в «Хагакурэ» написал следующее: «С незапамятных времен среди
самураев просьба стать кайсяку считалась плохим предзнаменованием. Причина
этого в том, что кайсяку не приобретает славы, даже если хорошо совершил свое
дело. Но если, по какой-то случайности, он совершит оплошность, он опозорит
себя до конца жизни. В соответствии с практикой прошлых времён были случаи,
когда головы укатывались, и было сказано, что лучше отрубать их, оставляя
тонкую полоску кожи, чтобы голова не откатилась в сторону проверяющих чиновников.
Тем не менее, в настоящее время лучшим считается чистое отрубание головы».
Специализированной формой сэппуку в
феодальные времена считалось «канси» («kanshi», 諌死; «смерть по убеждению»), когда вассал мог совершить
самоубийство в знак протеста против решения господина. Вассал делал один
глубокий горизонтальный надрез в области желудка, после чего быстро перевязывал
рану. Затем он представал перед лицом своего господина, выражал ему свой
протест и открывал рану, которая, разумеется, была смертельной. «Канси» не
следует путать с другим видом самоубийства под названием «фунси» («funshi», 憤死; «смерть в знак протеста»), которое представляет собой
выражение недовольства или протеста.
Некоторые самураи выбирали более болезненную форму ухода из жизни – «дзюмондзи
гири» («jūmonji giri», 十文字切り; «крестообразный надрез»). При этом виде сэппуку
помощник в целях быстрого прекращения страданий самурая уже не присутствовал, а
после первого горизонтального надреза самоубийца делал второй более болезненный
надрез по вертикали. Ожидалось, что самурай, избравший дзюмондзи гири, с
достоинством уйдёт из жизни, как должно перенеся предсмертную агонию.
Сэппуку как смертная казнь
Хотя добровольное сэппуку было наиболее распространённой формой, также
существовали обязательные формы этого ритуала. В частности сэппуку
использовалось в качестве смертной казни для опальных самураев, особенно в
отношении совершивших неспровоцированные убийства, грабежи, государственную
измену или бравших взятки. Между добровольным сэппуку и таким сэппуку «по
принуждению» существовала определённая разница, например, в последнем случае
семья самоубийцы не очищалась от вины и в зависимости от тяжести проступка её
могли понизить в ранге и/или конфисковать половину – или всё – имущество
покойного.
Также, к примеру, в случае проступков привилегированных лиц, влекущих за
собой смертную казнь, казнь через обезглавливание могла быть в порядке
снисхождения заменена на сэппуку с участием кайсяку. Однако, подобное
снисхождение делалось только в тех случаях, когда проступок не противоречил
этике – во всех остальных случаях применялось именно обезглавливание.
Западный опыт
Впервые люди Запада увидели формальную версию совершения сэппуку в т.н.
«Инциденте в Сакаи»: в 1868 г. 15-го февраля одиннадцать французских моряков
«Дюпле» («Dupleix») вошли в японский город Сакаи (Sakai) без официального
разрешения. Их появление вызвало панику среди жителей и местные силы по
обеспечению безопасности были направлены против них с целью водворения моряков
обратно на корабль, однако началась драка, в ходе которой моряки были
застрелены.
После выражения протеста французским представительством, была выплачена
компенсация, а виновные в организации потасовки были приговорены к смертной
казни, за исполнением которой наблюдал французский капитан. Ужасный характер
казни (через сэппуку, разумеется) потряс капитана, который в итоге обратился с
просьбой о помиловании. В результате девять самураев были пощажены.
Этот инцидент был описан Мори Огай (Mori Ōgai) в знаменитом коротком
рассказе «Сакаи дзикэн» («Sakai Jiken»; «Инцидент в Сакаи»).
В 1860-х гг. британский посол в Японии Элджернон Фриман-Митфорд (Algernon
Freeman-Mitford), лорд Редесдейл, проживал неподалёку от Сэнгаку-дзи, где
похоронены 47 ронинов. В своей книге «Рассказы о древней Японии» он описывает
мужчину, который пришёл к могиле, чтобы убить себя: «Я расскажу ещё один
случай, чтобы продемонстрировать святость могилы 47 ронинов. В сентябре 1868 г.
некий мужчина пришёл помолиться перед могилой Оиси Тикары (Oishi Chikara).
Завершив молитву, он сознательно провёл ритуал харакири, однако, поскольку рана
в живот оказалась не смертельной, он перерезал себе горло. При мужчине была
обнаружена записка, в которой говорилось, что, будучи ронином без средств к
существованию, он ходатайствовал о присоединении к клану правителя Тёсю
(Choshiu), но прошение было отклонено, поэтому ему ничего не осталось, кроме
как умереть, т.к. быть ронином для него ненавистно, а служить какому-либо
другому господину он не хочет.
Мог ли он найти более достойное место для того, чтобы свести счёты с жизнью?
Это произошло примерно в двухстах ярдах от моего дома и когда я увидел место
происшествия час или два спустя, вся земля была забрызгана кровью».
Митфорд также описывает сэппуку, свидетелем которого был его друг: «Есть
много историй о том, как посредством харакири был выражен чрезвычайный героизм.
Случай молодого человека в возрасте всего 20 лет из клана Тёсю, о котором
недавно рассказал мне очевидец, заслуживает внимания. Молодой человек, не
удовольствовавшись одним разрезом, сделал три разреза по горизонтали и ещё два
– по вертикали, после чего нанёс удар себе в горло так, что лезвие показалось с
противоположной стороны. Крепко сжав зубы от совершаемых усилий, он вонзил меч
до упора и упал замертво».
В ходе реставрации Мэйдзи помощник сёгуна Токугава также совершил сэппуку:
«Ещё одна история и я закончу. Во время революции, когда тайкун («великий
князь»), терпевший поражение со всех сторон, позорно бежал в Уэдо, он, как
утверждается, решил больше не бороться и уступить. Один из членов его совета
пришёл к нему и сказал: «Господин, теперь единственный путь для вас, чтобы
восстановить честь семьи Токугава, заключается в том, чтобы уйти из жизни.
Чтобы доказать вам, что я говорю искренно, я готов прямо здесь взрезать живот
вместе с вами». Тайкун рассердился, сказав, что не собирается слушать такую
ерунду и вышел из комнаты. Его преданный слуга, чтобы доказать свою честность,
удалился в другую часть замка и торжественно сделал харакири».
Источник: http://leit.ru |