Для обряда, совершавшегося в саду,
сооружалась загородка из кольев с натянутыми на них полотнищами материи.
Огороженная площадь должна была равняться примерно 12 кв. м., если сэппуку
выполняло важное лицо. В загородке имелось два входа: "северный" -
(умбаммон - "дверь тёплой чашки" - этот перевод остаётся пока
необъяснённым) и южный - "вечная дверь" (или сюги-ёмон - дверь упражнения
в добродетели). В некоторых случаях загородка делалась без дверей вообще, что
было более удобно для свидетелей, которые наблюдали за происходящим внутри. Пол
в загороженном пространстве застилался циновками с белыми каймами, на которые
укладывали полоску белого шёлка или белый войлок (белый цвет считается в Японии
траурным). Здесь же иногда устраивали подобие ворот, изготовленных из бамбука,
обёрнутого белым шёлком, которые походили на храмовые ворота; вешали флаги с
изречениями из священных книг, ставили свечи, если обряд производился ночью, и
т.д.
При подготовке церемонии харакири в
помещении стены комнаты драпировались белыми шёлковыми тканями. То же делалось
и с внешней стороной дома осуждённого - она обвешивалась белыми полотнищами,
закрывавшими цветные щиты с вышитыми на них фамильными гербами.
Накануне исполнения обряда, если
осуждённому было разрешено делать сэппуку в собственном доме, самурай приглашал
к себе близких друзей, пил с ними сакэ, ел пряности, шутил о непрочности
земного счастья, подчёркивая тем самым, что буси не боится смерти и харакири
для него - заурядное явление. Именно этого - полного самообладания и
достоинства перед и во время обряда самоубийства - и ждали все окружающие
самурая.
Кайсяку выбирался представителями
клана или самим осуждённым. Обычно в роли кайсяку
Кайсяку
Помощник
при сеппуку
В период позднего феодализма (приблизительно в начале - середине
XIX в.), когда многие детали церемонии харакири были забыты и не выполнялись, а
у даймё, которому вменялось в обязанность провести обряд сэппуку, не находилось
человека на роль кайсяку, стало обычным искать секунданта в другом клане.
При этом самурай-кайсяку временно менял своё имя и становился
номинально вассалом пригласившего его князя.
Закрыть окно
выступал лучший друг, ученик или родственник
приговорённого к харакири, который в совершенстве мог владеть мечом.
Первоначально, в древности, термин
"кайсяку" применялся к охранителям господ или к лицам, оказывавшим
какую-либо помощь другим. Как сказано выше, начиная с XVII в. Точнее с периода
Эмпо (сентябрь 1673 - сентябрь 1681 гг.) присутствие кайсяку при сэппуку,
проводимым по приговору суда, становился уже обязательным.
"Секундант" должен был отрубить голову осуждённому, который в
следствие духовной слабости или боязни вспарывал живот лишь по видимость, или
самураю, который просто не мог довести харакири до конца, не имея на это
физических сил (так как впадал в бессознательное состояние).
Самурай, приглашённый на обряд
сэппуку в качестве кайсяку, должен был выразить готовность быть полезным в этом
деле, но ни в коем случае не изображать печали на лице; это было равносильно
отказу, причиной которого могло быть недостаточное искусство владения мечом,
что рассматривалось как бесчестие для воина. "Секундант", выбранный
осуждённым, обязан был поблагодарить его за оказанное доверие и высокую честь.
Кайсяку не должен был употреблять в ходе совершения сэппуку собственного меча,
а брал его у осуждённого, если тот об этом просил, или у своего даймё, так как
в случае неудачного удара вина за это ложилась на меч владельца.
Кроме кайсяку, суждённому, как
правило, помогали ещё один-два человека. Первый подавал приговорённому на белом
подносе малый самурайский меч - орудие совершения сэппуку, в обязанности
второго входило преподнесение свидетелям отрубленной головы для опознания.
Накануне церемонии харакири
составлялся список лиц, которые, согласно правилам, должны были присутствовать
на месте совершения сэппуку. Это были 1 - 2 главных советника даймё (каро), 2 -
3 второстепенных советника (ёнин), 2 - 3 моногасира - приближённых 4-й степени,
заведующий дворцом (русуи, или русубан), 6 прислужников 5 - 6 ранга (если
осуждённый вверялся надзору князя), 4 самурая низшего ранга, которые приводили
в порядок место исполнения сэппуку и погребали тело ( если просьба родственников
осуждённого о выдаче им останков была отклонена). Число прислужников зависело
от ранга приговорённого. В случае совершения харакири в пределах клана (т.е.
если самурай осуждался на харакири не правительством сёгуна, а собственным
господином - феодальным князем) осуждённому помогали 2 - 3 прислужника.
В качестве свидетелей выступали
общественные цензоры, главный из которых объявлял осуждённому приговор
непосредственно перед собственно харакири и затем сразу же покидал место, на
котором должно было делаться сэппуку. Второй цензор оставался, чтобы
засвидетельствовать исполнение приговора. Представители власти удостоверяли не
только смерть, но и строгое соблюдение всех церемоний и формальностей при
харакири самурая. Важным считались мельчайшие подробности, каждый жест и
движение были строго определены и регламентированы.
Источник: http://www.aikidoka.ru |