Способ вскрытия живота зависел в
основном от самого самурая, от степени его самообладания, терпеливости и
выносливости. Определённую роль здесь также играла договорённость с ассистентом
самоубийцы, которого иногда выбирал себе самурай для оказания
"помощи" при совершении харакири.
В редких случаях харакири производилось
не стальным, а бамбуковым мечом, которым было намного труднее перерезать
внутренности. Это делалось для того, чтобы показать особую выдержку и мужество
воина, для возвеличивания имени самурая, вследствие спора между буси или же по
приказанию.
Сэппуку совершалось, как правило, в
положении сидя (имеется в виду японский способ сидения), причём одежда,
спущенная с верхней части тела, затыкалась под колени, препятствуя тем самым
падению тела после произведения харакири навзничь, так как упасть на спину при
столь ответственном действии считалось позором для самурая.
Иногда харакири делалось воинами в
стоячем положении. Этот способ получил название "татибара" - сэппуку
стоя (в естественном положении).
Живот вскрывался особым кинжалом для
харакири - кусунгобу, имевшим длину около 25 см. И считавшимся фамильной
ценностью, которая хранилась обычно в токонома на подставке для меча, или
вакидзаси - малым самурайским мечом. В случае отсутствия особого орудия для
совершения сэппуку, что бывало у самураев крайне редко, мог использоваться и
большой меч, который брался рукой за лезвие, обмотанное материей для удобства
производимой операции. Иногда оборачивалось материей или бумагой и лезвие
малого меча с таким расчётом, чтобы 10 - 12 см. Режущей поверхности оставались
свободными. При этом кинжал брали уже не за рукоять, а за середину клинка.
Подобная глубина прореза необходима была для того, чтобы не задеть позвоночник,
что могло явиться препятствием для дальнейшего проведения обряда. В то же
время, по правилам сэппуку, необходимо было следить за лезвием, которое могло
пройти слишком поверхностно, разрезав только мышцы живота, что могло быть уже
не смертельным.
Примечательно также то, что у айнов
инау не имела права делать женщина; их изготовлял только мужчина после особых
культовых действий по очищению души и тела. Этот факт может рассматриваться в
качестве одного из доказательств гипотезы о человеческих жертвоприношениях и
каннибализме, которые предшествовали культу инау и являлись пережитком подобных
действий. Как и при изготовлении в позднее время инау, убийством жертвы в
данном случае занимались, очевидно, исключительно мужчины.
Замена человека или жертвенного
животного жертвенным предметом, имеющим вместо практического чисто ритуальное
значение, была характерна не только для айнов. Это явление объясняется
стадиальностью развития культуры того или иного народа при учёте экономического
(материального) и духовного факторов.
Так, например, эвенки часто вместо
шкуры оленя, забиваемого в случае несчастья в семье, в жертву духу определённой
местности вывешивали полотнище из материи (локоптин). Монголы и некоторые
другие народы кладут в особом месте "в дар" духу перевала (местности)
просто камень. У японцев широко применяются в синтоистском культе в качестве замены
реального предмета бумажные полоски (гохэй) и т.д. Культ инау был распространён
не только у айнов. Инау или похожие на них культовые жертвенные предметы
встречались и в других областях Азии, в частности в её южной островной части.
На этот счёт существует две теории по этому вопросу:
- в одном случае считается, что это явление - общее для
определённой стадии развития человеческого общества, в частности для
палеолитического человека и его духовной жизни, которое проявилось на
большой территории, в том числе и в регионе континентальной и островной
Азии.
- в другом случае считается, что инау - чисто японское
изобретение, занесённое в древности на Японские острова из Манчжурии и
Кореи предками японцев - тунгусским племенем Ямато, переселившимся на
архипелаг. В данном случае, вероятно, антропоморфные инау получили
распространение у айнов вместо человеческих жертв. Впоследствии культ
инау, скорее всего, распространился и на домашний культ айнов и других
народов Дальнего Востока, а также на ритуал медвежьего праздника и т.д.
Убеждение, что дерево - родственник
человека, сыграло определённую роль в замене человеческих жертвоприношений
деревянным инау. Айны стали жертвовать своим божествам (касатке, дельфину и
т.д.) инау вместо человека, который мог быть: пленным врагом, захваченным во
время межплемённых схваток айнов или в сражениях айнов с нивхами и
тунгусо-маньчжурскими племенами; больным или старым жителем айнского селения,
приносимым в жертву насильственно или добровольно (в этом случае человек мог
сам вспарывать себе живот).
Человека, жертвуемого духам, бросали
в море со вспоротым животом (иногда и горлом) для того, чтобы лишить его этим
самым возможности спасти свою жизнь или показать доброму божеству чистоту
(отсутствие злых духов) жертвы. Живот жертвуемого человека мог вспарываться не
только перед погружением в воду, но и на суше, что затем могло быть
заимствовано японцами в виде самоубийства слуг на могиле господина (дзюнси).
Доказательством могут являться "кладбищенские инау" айнов
(тусири-инау, или синурахпа-инау), которые приносились в жертву не богам, а
самим мёртвым.
Живот жертвы мог вскрываться и для
получения крови, которая рассматривалась иногда в качестве очистительного
средства. Эвенки, в частности, считали кровь жертвенных животных источником
особой силы, могущей изгнать всё злое. Этим можно объяснить наличие в древних
погребениях Сибири, а также Японии охры, служащей заменой крови.
Возможно, что жертвы, убитые айнами
на суше, затем съедались ими, подобно жертвенным оленям (или другим животным)
народностей Сибири, при похоронах членов рода непосредственно вблизи могилы. На
это указывают как рассказы самих айнов, так и многочисленные обломки
человеческих костей со следами от каменных орудий на них, находимые археологами
в раковинных кучах на территории Японии. Скорее всего, эти кости раскалывались
предками айнов для извлечения из них костного мозга.
Итак, можно предположить, что
представления и обряды, связанные с брюшной полостью человека, были характерны
для многих народов Азии, и в общем схожи. Возможно, эти представления относятся
к древнему пласту в мировоззрении населения континента. Трудно сказать,
распространялись они с носителями определённых культур или существовали
конвергентно (т.е. параллельно, развиваясь независимо друг от друга) и по какой
линии шло их развитие. Однако окончательного завершения эти представления и
обряды достигли только на японской почве, превратившись в торжественное действо
по вскрытию живота - обряд харакири.
Источник: http://www.aikidoka.ru |