В древности сэппуку не было
распространено в Японии; чаще встречались другие способы самоубийства —
самосожжение и повешение. Первое сэпукку было совершено даймё из рода Минамото
в войне между Минамото и Тайра, в 1156 году, при Хэгэн. Минамото но-Тамэтомо,
побеждённый в этой короткой, но жестокой войне, разрезал себе живот, чтобы
избежать позора плена. Сэппуку быстро прививается среди военного сословия и
становится почётным для самурая способом свести счёты с жизнью.
Сэппуку состояло в том, что
самоубийца прорезал живот поперёк, от левого бока до правого или, по другому
способу, прорезал его дважды: сначала горизонтально от левого бока к правому, а
потом вертикально от диафрагмы до пупка. Впоследствии, когда сэппуку
распространилось и стало применяться в качестве привилегированной смертной
казни, для него был выработан особый сложный ритуал, один из важных моментов
которого состоял в том, что помощник (кайсяку) невольного самоубийцы, обычно
его лучший друг, одним взмахом меча отрубал ему в нужный момент голову, так что
сэппуку по смыслу сводилось к ритуальному обезглавливанию. Обезглавливание
производилось тогда, когда тело самоубийцы начинало клониться вперед. Самурай
стоически терпел мучения, показывая силу своего духа (хара), и как только тело
качнется - взмах меча обрывал его жизнь.
Между обезглавливанием по сэппуку и
обыкновенным обезглавливанием установилась юридическая разница, и для
привилегированных лиц, начиная с самураев, смертная казнь заменялась в виде
снисхождения смертью через сэппуку, то есть смертной же казнью, но только в
виде ритуального обезглавливания. Такая смертная казнь полагалась за проступки,
не позорящие самурайской этики, поэтому она не считалась позорной, и в этом
было её отличие от обыкновенной смертной казни. Такова была её идеология, но в
какой мере она осуществлялась на практике, сказать трудно. Фактом остаётся
только то, что сэппуку в виде казни применялось только к привилегированному
сословию самураев и так далее, но никоим образом не к классам
населения, считавшимся ниже самураев.
Это официальное применение сэппуку
относится к более позднему времени, а именно к токугавскому периоду сёгуната,
но независимо от него этот способ самоубийства в частном его применении получил
очень широкое распространение во всей массе населения, почти став манией, и
поводами для сэппуку стали служить самые ничтожные причины. После реставрации
1868 года с началом организации государственного строя по европейскому образцу
и начавшимся под давлением новых идей изменением всего вообще уклада жизни,
официальное применение сэппуку в конце концов было отменено, а вместе с тем и
частное его применение стало выводиться, но не вывелось совсем. Случаи сэппуку
нередко встречались и в ХХ веке (например, самоубийство японского писателя Юкио
Мисимы в 1970 году), и каждый такой случай встречался скрытым одобрением нации,
создавая по отношению к некоторым применившим сэппуку лицам более видного
положения ореол славы и величия.
Источник: http://ru.wikipedia.org |