Звание самурая в средневековой Японии было
наследственным. Сын, как правило, шёл по стопам отца, становясь
воином-профессионалом, представителем сословия военно-служилого дворянства, и
оставался в том феодальном клане, членом которого был его родитель. Поэтому в
самурайских семьях особое внимание уделялось воспитанию подрастающего поколения
уже с раннего детства в духе бусидо. Основной задачей наставников молодого буси
была выработка в нём того комплекса особенностей, которые считались
необходимыми в профессии самурая, т.е. воспитание человека физически сильного,
владеющего в полной мере военным искусством, вооружённого знанием моральных
принципов господствующего класса.
Сын самурая с самого рождения окружался исключительной заботой. Он являлся
продолжателем рода, хранителем и наследником его традиций. Он имел право
совершать религиозные обряды по отправлению культа предков. (Согласно синто и
конфуцианскому учению исполнять обряды и возносить благодарность духам предков,
"успокаивая" этим их души, могли только мужчины.) Исходя из этого,
рождение ребёнка мужского пола в японской семье считалось праздником. С особым
вниманием относились к первому сыну, так как он по закону уже с момента
рождения считался наследником дома, всего состояния семьи и имени самурая.
Кроме того, сын наследовал землю или рисовый паёк, за который служил у феодала
его отец. Поэтому, если самурай без наследника в семье (в 1615 г. самураям было
разрешено усыновление наследников из среды их родственников, носящих то же
родовое имя) почему-либо не мог взять себе наложницу или если последней не
удавалось родить ему сына, феодал конфисковывал у буси его надел и лишал
родового имени. Это означало, что самурай терял место в социальной структуре и
становился ронином. Такая мера часто практиковалась феодалами при первых
сёгунах Токугава ввиду того, что земля находилась под их непосредственным
контролем. В период между временами Кэнтё (1601) и Кэинан (1651) около 60
феодальных семей потеряли по этой причине свои феоды.
В первые дни после появления ребёнка на свет в дом самурая приходили
родственники, приносившие мальчику подарки, среди которых были два веера
изогнутой формы, рассматривавшиеся как предвестники двух мечей воина и как
символ храбрости.
Через несколько лет сын воина получал один или два (в зависимости от ранга
отца) маленьких игрушечных меча, вырезанных из дерева. Это приучало юного
самурая любить своё оружие - мечи, принадлежность сословия воинов.
Развивать в детях самураев военный дух и почитание воинской доблести (сёбу)
были призваны ежегодные праздники мальчиков - "танго-но сэкку",
отмечаемые в пятый день пятого месяца по лунному календарю и получившие затем
большое распространение в период Эдо. ("Танго-но сэкку" является
одним из традиционных японских праздников, который празднуется повсеместно в
Японии и в настоящее время). Во время праздника мальчиков выставляли в доме
искусно изготовленные миниатюрные доспехи, надетые иногда на специально
изготовленных для этой цели кукол (кабуто-нингё), мечи, луки и стрелы, знамёна,
стараясь тем самым воспитать в будущем самурае воинственность, уважение и
благоговейное отношение к военному снаряжению и к самому ремеслу самурая.
Играть такими мечами и доспехами детям запрещалось, на них можно было только
смотреть, так как демонстрация игрушек приравнивалась к самурайской практике
показа мечей и доспехов.
Непременным аксессуаром на празднике мальчиков были коинобори - изображение
карпов, сделанные из цветной ткани или бумаги и поднимавшиеся на бамбуковых
шестах над каждым домом, где жили один или больше мальчиков. (Число
вывешиваемых карпов соответствовало числу мальчиков в семье). Карпы были
предназначены для той же цели, что и игрушечное вооружение. Они символизировали
"мужественную добродетель", которая подразумевала "военную
добродетель". В Японии карпы и доныне считаются самураями среди рыб. Их
рассматривают как символ энергии, храбрости и непреклонной твёрдости. Детям
воинов внушали, что от них требуется такое же упорство в достижении цели, какое
показывает карп, преодолевая бурные потоки, такой же стоицизм и бесстрашие,
какие "проявляет", по словам самураев, эта рыба на столе повара, не
уклоняясь и не вздрагивая от удара ножа. Возможно, что именно эти
"качества" карпа обусловили появление его амулетов в храме бога войны
Хатимана.
Самурайская молодёжь приобщалась к профессии воина также во время праздников в
честь побед над айнами и в других битвах эпохи средневековья, когда выставляли
и носили по городу самурайское снаряжение, демонстрировали искусство буси и
рассказывали повести о героизме (гундан). Значительное влияние оказывало
конфуцианство. По одному из его принципов, дети должны были относиться к
родителям с почтением и уважением, дорожить ими, любить их, не
противодействовать их воле, не причинять им огорчения и беспокойства даже в том
случае, если "родители по влечениям своим были дурными людьми и относились
дурно к детям".
В бусидо такое отношение детей к родителям опосредовалось принципом гири,
обусловливавшим почитание возраста (уважение родителей и старших вообще) и
объяснявшим такие поступки, как жертвование собой ради родителей.
Тщательное домашнее воспитание детей подразумевало чтение им нравоучительных
историй из книг конфуцианского характера. Такого рода назидательные рассказы
служили руководством к практическому действию, являлись своеобразными сводами
моральных правил. Так, в одном из подобных рассказов говорилось о том, как
мальчик лёг в стужу на лёд замёрзшей реки, чтобы растопить его теплом своего
тела и достать рыбы для своей мачехи; в другом - как мальчик спал ночью, ничем
не прикрывшись, чтобы отвлечь москитов от родителей на себя.
Однако конечной целью воспитания в ребёнке чувства сыновнего долга (оякоко)
были не только уважение и любовь к родителям и старшим, проявляемые в деле.
Высшим пунктом морального обучения самурайской молодёжи в духе учения Конфуция
являлась выработка верности государю, который также рассматривался как отец
воина. Сыновний долг, таким образом, служил как бы основой верноподданичества и
приравнивался к верности вассала сюзерену. В качестве примера можно привести
высказывание об обязанностях вассала одного из правителей токугавской Японии
князя Мито Мицукуни (1628-1700). Он говорил: "Если виновным (в
государственной измене) является ваш отец, я не склоню вас к измене ему;
поступить так - значило бы погрешить против справедливости (гири). Сыновняя
любовь и верность суть одинаковые добродетели, поэтому вы лично должны знать,
как поступить в подобном случае, я представляю решение подобного вопроса вашей
совести".
Не меньшим уважением, чем отец, пользовался учитель молодого самурая. Авторитет
наставника был очень высок, его приказы выполнялись беспрекословно. Популярное
изречение гласило: "Родитель тот, кто произвёл меня на свет, учитель тот,
кто делает меня человеком". В другой поговорке сказано: "Твой отец и
мать подобны Небу и Земле, твой учитель и господин - солнцу и луне".
Духовная услуга учителя (часто священника) в воспитании считалась неоценимой.
За воспитание человека нельзя было дать материальное вознаграждение, так как
нельзя измерить неосязаемое и неизмеримое, за него следовало бесконечно
почитать и превозносить своего учителя.
Обучение в семье и наставления учителя были двумя основными факторами,
фундаментом в воспитании молодёжи сословия самураев, формировавшими идеал
воина, основанный на мифических сказаниях, буддийском безразличии к смерти,
конфуцианском культе сыновней почтительности и чисто японской основе - верности
своему феодалу. Семья и наставник, прежде всего, заботились о становлении
характера подростка, вырабатывали отвагу и мужество, выносливость и терпение.
Будущих самураев старались растить бесстрашными и смелыми, другими словами,
развивали в них качества, которые считались в среде самураев самыми главными
добродетелями, при которых воин мог пренебречь своей собственной жизнью ради
жизни другого, особенно жизни своего покровителя и господина. Такой характер
развивался чтением рассказов и историй о храбрости и воинственности легендарных
героев, знаменитых военачальников и самураев, просмотром театральных
представлений. Нередко отец приказывал будущему воину для развития смелости
отправляться ночью на кладбище или место, известное своей дурной славой (где
"водилась" нечистая сила, духи и т.д.). Практиковалось посещение
мальчиками публичных наказаний и казней, а также ночной осмотр отрубленных голов
преступников, на которых сын самурая должен был оставить свой знак,
доказывающий, что молодой буси действительно приходил на указанное ему место.
Чтобы развить у молодёжи терпение и выносливость, сыновей воинов заставляли
исполнять непосильно тяжёлые работы, проводить ночи без сна (во время
праздников богов учения), ходить босиком зимой, рано вставать и т.д.
Ненамеренное же лишение пищи считалось полезным.
Мальчики и девочки воспитывались в умении контролировать свои действия,
воздерживаться от выражения своих чувств восклицаниями, от стонов и слёз.
"Что ты плачешь от таких пустяков, трусишка? - говорила мать плачущему
сыну. - Что ты будешь делать, если тебе отрубят в битве руку или тебе придётся
сделать харакири?" С самого раннего детства детям буси прививали чувство
чести и стыда, учили быть правдивыми и дисциплинированными.
Такое воспитание вырабатывало хладнокровие, спокойствие и присутствие духа,
помогало самураям не терять ясности ума при самых серьёзных испытаниях. От
самурайского юношества требовали систематически тренироваться, чтобы овладеть
военным искусством, быть всесторонне подготовленным для пользования оружием,
физически сильным и ловким. Молодые самураи должны были в совершенстве владеть
приёмами фехтования (на мечах и алебардах), стрелять из лука, знать дзю-дзюцу,
уметь обращаться с копьём, ездить верхом (для юношей из самурайских семей
высокого ранга), обладать знанием тактики.
В каждом клане, при дворе каждого феодала для этой цели были устроены
великолепные фехтовальные залы, площадки для стрельбы из лука и гимнастических
упражнений, манежи, где преподавали лучшие знатоки своего дела под
непосредственным руководством самого феодала. Обучение в этих клановых школах
начиналось обычно с восьми лет и продолжалось до 15.
Педагогические требования бусидо добавляли к овладению военными искусствами ещё
и изучение литературы, истории, каллиграфии и т.д. Однако самураи останавливали
своё внимание на посторонних военному делу дисциплинах лишь постольку,
поскольку это касалось профессии воина и могло быть полезно в военной практике.
Специальные школы, в которых преподавались классическая китайская литература,
изящные искусства и т.д., считавшиеся необходимым аксессуаром поместья феодала
скорее из приличия, как подражание императорскому двору в Киото, где император
находился в почётной ссылке, презирались самураями и ни в коем случае не были
уважаемы, а лишь терпимы. В этих школах можно было увидеть детей, не способных
к овладению самурайскими военными науками, болезненных и слабых, просто
физических уродов или же людей, добровольно отрешившихся от мира насилия.
Насмехаясь и презирая таких учащихся, самураи говорили: "Занятия науками -
это жалкий удел изнеженных женоподобных царедворцев Киото, слабое здоровье
которых не позволяет им пользоваться своими мускулами и лишает их приятной
возможности упражняться в благородном искусстве самураев".
Тем не менее, именно из этой среды вышли многие национальные мыслители,
знаменитые поэты, писатели и прославленные художники эпохи японского
средневековья.
В 15 лет воспитание молодого самурая считалось законченным. Он получал
настоящие боевые мечи, с которыми не должен был расставаться всю жизнь; девушке
вручался короткий кинжал - принадлежность каждой женщины сословия воинов. Юноша
переходил в новую возрастную группу - общество взрослых. Совершеннолетие
сопровождалось и другими иниционными действиями, называвшимися
"гэмбуку", или "гэнпуку".
Во время обряда половой зрелости иницианту, по древнему обычаю, впервые делали
причёску самурая - сакаяки: сбривали волосы у лба и завязывали на макушке узел
волос (мотодори). Юноше надевали специальный высокий головной убор - эбоси,
приспособленный для ношения мотодори. Человек, который во время церемонии
надевал на голову молодого буси эбоси, назывался "усироми", т.е. опекун,
или эбоси-оя (букв. "родитель по головному убору"). В Японии обряд
инициации был распространён как среди аристократии, так и простого народа со
времён древности. Начиная с периода Нара (710 - 794) юноши аристократических
семей церемониально инициировались по ритуалу, определённому влиянием китайских
обычаев. Этот обряд назывался "уи-кобури", или "какан"
(какан-но сики) - "первое ношение короны").
В связи с гэмбуку самурай облачался впервые в одежду взрослого человека; в её
комплект вхо-дили широкие шаровары (хакама), похожие на юбку и являвшиеся
особым отличием сословия воинов. Их первое торжественное одевание было семейным
праздником и связывалось с посеще-нием храма божества - покровителя рода
совершеннолетнего.
В состав инициационных действий входили получение взрослого имени,
церемониальное сожительство со своей невестой (хода-авасэ), испытание силы
самурая и т.д.
Опекуном подвергавшегося гэмбуку обычно просили стать сильного и
могущественного феодала, чему самураи придавали очень большое значение, и что
рассматривалось как принятие обоюдных обязательств сеньора и буси.
Получив оружие и пройдя обряд инициации, молодой самурай обретал свободу и
независимость в действиях, был преисполнен чувства самоуважения и
ответственности. Он становился полноправным членом своего сословия.
Само собой разумеется, что, будучи профессиональными воинами, самураи должны
были основное внимание уделять военному ремеслу и признавать только его
единственным занятием, достойным "благородного" человека, т.е. буси.
Весь комплекс того, что культивировал в себе каждый самурай, все духовные и
физические способности были подчинены в конечном счёте единственному и главному
моменту - овладению военным мастерством, без которого было бы бессмысленным
само понятие "самурай". От степени военной и физической
подготовленности самурая зависело высшее требование, предъявляемое каждому
воину: умение бороться (с оружием или без оружия) с противником и побеждать
его. Это обусловило то, что, готовя себя к основному в жизни - войне, буси
постоянно совершенствовали искусство воина и физическую подготовку уже с
раннего детства, упражняясь во владении оружием, воспитывая телесную и духовную
твёрдость, храбрость и решительность.
Отличительной особенностью всех японских видов военных искусств (бугэй)
являлось то, что основной акцент при овладении ими делался, прежде всего, на
нравственно-моральную сторону и развитие "духовных способностей
самурая", т.е. психической уравновешенности воина, а затем уже на
формирование физически развитой личности. Моральное содержание таких дисциплин,
как кэндо, кю-до и т.д., показывается иероглифом, который в сочетании с другими
звучал как "до", являясь основой этих слов, говорящей о нравственном
принципе и имеющей также глубокую связь с религиозными аспектами жизни военного
сословия. Моральный принцип в военных тренировках японских воинов был
обусловлен учением Конфуция. В Конфуцианстве "до" рассматривалось как
определённая этическая категория. Что же касается религиозного аспекта, то
основой сделать была непосредственная связь "до" с дзен-буддизмом.
Познание "до" ("правильного истинного пути", или
"правды") считалось главным в фехтовании, стрельбе из лука, борьбе
без оружия, плавании и т.д. (где оно являлось как бы образующим идеалом
самурая, достижение которого означало в философском смысле познание самого
себя), необходимым для гармонического развития индивидуума.
Восточная философская традиция часто называет "до" "путём",
обладающим жизнедарящими силами, испускающим лучи света, подобно солнцу. В этом
плане "до" идентично понятию "дао", трактуемому в философии
и эстетике Китая как вечная и неотъемлемая первопричина всего существующего
духовного и материального и отождествляемому объективным идеализмом с
источником вещей и явлений мира, с "путём" природы. В соответствии с
этим теоретики военных искусств считали, что "до" как первичная
субстанция может однократно пробуждать в человеке "ценное" явление,
понимаемое лишь инстинктивно, мистически, что позволяет индивидууму становится
причастным цели "великого учения". В военных искусствах самураев
"до" носило характер образующего идеала и начала, без которых эти
искусства были невозможны. Целью и сутью борьбы было достижение и
соприкосновение каждого воина с "до", т.е. слияние единичного и
целого. Другими словами, "до" должно было помочь самураю найти
"единичное бытиё во всём", "войти в соприкосновение с
божественным (божеством), уловить его присутствие, увидеть его существование.
Это согласуется с дзеновскими положениями об "изначальной природе
Будды", присутствующей во всём (живом и неодушевлённом), которая
постигается человеком посредством сатори, обретения нирваны на земле, среди
живых.
Таким образом, самурай, познавая "до", должен был достичь военного
мастерства, соприкасающегося с "истинным путём", и "войти в
совершенную гармонию с природой", с которой человек составляет
неразделимое целое. Преобладающее значение имела внутренняя подготовка воина,
на что обращалось больше внимания, чем на напряжение внешних физических сил
самурая. Решающим фактором в деле выработки силы духа была медитация. При
помощи дзадзен - духовной основы военно-спортивного образования самураев,
призванной, по выражениям толкователей дзен-буддизма, помочь в достижении
гармонии с "отрицательным ничто", воины должны были развить у себя
психически уравновешенное состояние для исполнения своих основных, военных
функций, а также для не менее важного дела - тренировок в фехтовании, стрельбе
и т.д., которые в свою очередь выступали как репетиции собственно боевых
действий. Это было состояние "повышенной готовности", которое ни в коем
случае не означало "малодушной сонливости".
Несмотря на ряд чисто мистических элементов, медитация по системе дзен имела и
рациональное зерно. Прежде всего, это касается постановки правильного дыхания,
что крайне необходимо при любых физических упражнениях. Перед тренировочным
боем самураи обычно принимали позы, характерные для дзен-буддийских монахов,
приготовившихся к созерцанию, и старались дышать глубоко и равномерно. Это
заранее готовило органы дыхания к физической работе и содействовало дальнейшему
ритмическому функционированию лёгких во время самой схватки с противником,
когда резко возрастала потребность организма в кислороде.
Преимущественное духовное напряжение, способствовавшее развитию самообладания,
хладнокровия и трезвости мысли при всех упражнениях, однако, не означало что в
военных искусствах самураев физический фактор (сила и выносливость)
рассматривался как несущественный. Являясь вторым образующим элементом в
военных дисциплинах, физическое воспитание требовало от воина кропотливого оттачивания
техники, развития физической силы, выносливости, выработки почти инстинктивной
феноменальной реакции и координации движений. Всё это достигалось в результате
каждодневных и многочасовых тренировок.
Источник: http://www.aikidoka.ru |