Концепция Центра (хара) является
древней, сложной и в большинстве доступных источников материала крайне трудной
для понимания. Ее основные тезисы, если их изложить в единообразной,
абстрагированной форме, разбросаны по всем основным доктринам философских и
религиозных школ Азии, где они рассматривались под различными углами зрения,
усложнялись и применялись с узкоспециализированными целями. Сфера применения
данной концепции варьировалась от космической или вселенской до конкретной или
индивидуальной реальности человека — в последнем случае он рассматривался как
сложная и тонкая равновесная система их физических, функциональных,
психических, духовных и моральных компонентов или факторов. Далее в этом
разделе мы попытаемся достаточно детально обрисовать основные характерные особенности
этой концепции и стоящей за ней системы, чтобы объяснить ее влияние на будзюцу,
оставив для другой книги задачу тщательного рассмотрения всех ее сложностей.
Теория или идея Центра начинается с
наблюдения человека за окружающей его хаотической реальностью, пробуждающей в
нем страх и замешательство. Эти эмоции являются следствием его невежества,
делающего человека легкой добычей для несуществующих феноменов, для «теней»,
которые в конечном итоге настраивают его против самого себя, против окружающих,
против всего мира. В попытке противодействовать следствиям человеческой
смертности и его рабской зависимости от пугающего разнообразия экзистенциальных
феноменов, мудрый человек Востока пытался найти основной Центр существования —
Центр, где многое становится одним, хаос превращается в порядок, конкретное
становится всеобщим, смерть и/или неподвижность становится жизнью или
движением, болезненная слепота превращается в спокойную ясность, непонятное
становится понятным.
Этот Центр можно найти везде и
повсюду: в космосе, в природе, во всех формах жизни — в человеке и его
творениях. Его можно квалифицировать как истину, если он охватывает и
уравновешивает всю человеческую реальность и гармонизирует все ее аспекты и
элементы, ложью, когда он выделяет лишь некоторые из них, в то же время
исключая другие. Согласно восточным представлениям, истинный Центр человека
находит свое первое физическое выражение в нижней части живота. На самом деле,
японское слово хара в буквальном переводе означает живот, и в японской версии теории,
которая эхом откликается по всей Азии, эта область является Центром жизни и
смерти, Центром консолидации (имманентности) и развития (трансцендентности)
всей человеческой личности. Он проявляется на всех уровнях его существования,
начиная с физической сферы, затем продвигается вверх через функциональную сферу
в сферы психическую и духовную. В Китае Центр назывался тандэн. В Японии (как и
во всей Азии) существует культ Центра и целое искусство (харагэй), которое
является его ядром. Каждая серьезная доктрина просветления, существовавшая на
Востоке, упоминала этот Центр и полагалась на него в достижении своей конечной
цели. К примеру, на личном уровне доктрина буддизма призывает использовать
концентрацию внимания на нижней части живота в качестве технического приема на
психическую интеграцию, который способен помочь человеку через интроспекцию и
медитацию. Но индивидуальный хара — это лишь первое выражение Центра. Вторым
выражением (без которого первое считается ничего не стоящим и ложным) является
социальный Центр человеческой реальности: Центр, где он пересекается с
окружающими его людьми. Этот расширенный центр расположен в трудноуловимой
точке гармонии, и найти его можно только тогда и при том условии, когда двое
или более человек встретились и сотрудничают на благо друг другу. Этот
социальный аспект центра стал краеугольным камнем доктрины Конфуция. И,
наконец, хара через централизацию в точке взаимного благополучия, окружающей
человека и его близких (социально), достигает космической сферы централизации в
точке максимальной интеграции, баланса и гармонии человечества с естественным
порядком на земле и Вселенной в целом. Эта точка является основной теоремой
древнего даосизма, основой его культа простоты и естественной спонтанности.
Истинный Центр, как мы уже отметили
ранее, является продуктом успешного слияния этих нескольких центров, которые
отличаются лишь внешне (то есть различны во внешней форме и своем проявлении),
но по своей сути являются идентичными. и первым признаком успешного слияния
является гармония, мир, единство — с самим с собой, с другими, с реальностью в
целом.
Все остальные, младшие, Центры
(такие, как престиж, власть, насилие, иерархия, символы и т.д.) являются
ложными и сильно ограниченными — часто они кажутся необходимыми, но, в конечном
счете, выясняется, что это всего лишь шаткие подпорки, которые человек вынужден
бесконечно изобретать и использовать, чтобы выживать и хоть как-то продолжать
свое существование. На протяжении веков в Азии человек, который не был должным
образом централизован в нижней части живота, считался (а в Японии считается и
сейчас) физически несбалансированным, функционально нескоординированным и
психически озабоченным трениями и превратностями существования. Отягощенный
такой ношей, он становился жертвой любого мимолетного явления, попавшего в поле
его зрения или восприятия, которое он мог попытаться использовать, чтобы
достичь хоть какой-то стабильности (пусть даже иллюзорной), или просто
посмотреть на него как на еще один призрачный кошмар.
Выражаясь терминами социологии,
человек, который не нашел свой индивидуальный Центр сбалансированной интеграции
и развития в точке объединения (не разъединения) со своими ближними, находится
с ними в постоянном конфликте. В конце концов, все люди имеют одинаковую
сущность и являются отражениями друг друга; все они — проявления жизни, а не
враждебные существа, не объекты, которые можно использовать, повредить или
разрушить. В этом контексте человек, который не отождествляет себя с Центром
естественного порядка и не научился уважать его законы строения и
функциональности, автоматически вступает с ним в войну. Интересно отметить, что
по закону взаимного исключения он сам становится жертвой дисгармонии, внесенной
им в общий порядок, который, о чем следует помнить, объемлет и поддерживает
его.
В такой же мере, насколько человеку,
в силу его естественной тенденции попадать под влияние различных фантасмагорий
и феноменов, легко избрать для себя ложный Центр, настолько же ему трудно найти
истинный Центр, а если он все-таки сумеет его найти, перед ним возникает еще
более трудная задача — развить и удержать его. Поэтому мудрецы Востока
изобретали многочисленные методы, помогавшие достичь, развить и поддерживать
положение всеобъемлющего и гармоничного равновесия между противоположными аспектами
человеческой реальности.
Эти поиски централизации были
главной задачей для всех восточных культур, и именно здесь можно встретить (как
в содержании, так и в типе или стиле дисциплин) самую разнообразную коллекцию
всех вообразимых методов достижения конечной цели, варьирующихся от
специализированных дисциплин интеллектуального развития, доминировавших в
схоластических сообществах Китая и Тибета, до таких же (если не более)
интроспективных, но значительно более метафизических или анимистических
индийских дисциплин мистического и интуитивного развития. В каждом методе цель
была одна и та же — освобождение от ярма существования за счет развития
положения централизованной независимости, позволяющей воспринимать, понимать и
улучшать реальность с максимальной ясностью и точностью. Среди различных
упражнений, придуманных для этой цели и практиковавшихся на протяжении многих
лет, доминировали те, которые были направлены на успокоение сознания и
медитацию или внутреннюю концентрацию, и большая их часть практикуется на
Востоке и сегодня. В Японии священники и монахи, художники и поэты,
ремесленники и политические лидеры периодически выполняли такие упражнения у
себя дома и в подходящих уединенных местах, желая пересмотреть и заново собрать
свою личность в хара, чтобы жить более полной жизнью, исполняя отведенную им
роль в обществе.
Источник: http://www.samuraii.ru |