Основным делом жизни любого самурая
была война. А основной одеждой во время войны были доспехи. Поскольку в
описываемый нами период характер войны стремительно менялся, менялись и
применяемые на войне доспехи.
До XIII века японские самураи носили
два основных типа доспехов: о-ёрой и до-мару. Доспехи о-ёрой были сложными,
угловатыми и красивыми. Они предназначались для конных воинов. До-мару были
проще, и предназначались для пехотинцев. Оба типа доспехов собирались из
небольших металлических чешуи, называемых кодза-не. Чешуя соединялась с помощью
кожаных шнуров. Снаружи доспехи покрывались слоем лака, защищавшем металл от
коррозии. О-ёрой состояла из нескольких чешуйчатых панелей, тогда как до-мару
представляла собой один чешуйчатый лист, оборачиваемый вокруг тела и
завязываемый на правом боку.
В XIV веке характер войны изменился.
Самураям больше приходилось сражаться в пешем строю, поэтому о-ёрой практически
вышли из употребления, единственным распространенным видом доспехов остался
до-мару и его модификация — харамаки, отличавшаяся тем, что застегивалась не на
правом боку, а на сливе.
В XV и начале XVI века
продолжительность кампаний увеличилась. Самураям приходилось подолгу носить
доспехи. В результате особое внимание начали уделять комфортности доспехов.
До-мару хотя и были легче, чем о-ёрой, вся их масса приходилась на плечевые
ремни, что делало их неудобными в носке. Поэтому форму до-мару изменили с целью
перенести хотя бы часть массы на пояс. Так появились доспехи тачи-до, ставшие
основными доспехами в период Момояма.
Изменения затронули и конструкцию
чешуи. Традиционные кодзане имели не менее 14 отверстий, которые ослабляли
мегалл. Кроме того, множество шнурков, соединяющих доспехи, также были неудобны
в эксплуатации. Во время дождей шнуры впитывали влагу, в результате доспехи
тяжелели. Если после дождей наступали заморозки. влажные доспехи замерзали.
Летом под шнуры набивалась грязь, которая пропитывалась потом и начинала
испускать зловоние. Там же прятались вши и блохи — переносчики заболеваний. Наконец,
при ударе копьем, наконечник не соскальзывал с доспехов, а цеплялся за шнуровку
и вся сила удара приходилась в цель.
Чтобы устранить перечисленные
недостатки в период Момояма возникло несколько новых типов доспехов. Во-первых,
множество чешуи, образующих горизонтальный ряд, заменили сплошной полосой
металла. Если же горизонтальный ряд составлялся из нескольких деталей, их не
шнуровали, а склепывали. Количество подвесных шнуров также резко уменьшили. Так
возник тип шнуровки сугаке-одоси. где подвесные шнуры собирались в пары или
даже были одиночными. В доспехах хисиниу горизонтальные пластины крепились одна
к другой рядом крестообразных узлов. Юбка-кусадзури стала меньше в размерах, ее
панели стали одинаковыми. Нижний диаметр юбки стал равняться диаметру панциря
на груди.
Два стиля этих тосей-гусоку
(современных доспехов) назывались нуинобе-до и могами-до. Нуинобе-до состоял из
двух деталей, соединенных петлями на левом боку. Верхняя грань горизонтальных
пластин обычно имела фестончатую форму. У могами-до верхняя грань пластин
отгибалась вперед, тогда как сам панцирь состоял из пяти сегментов, соединенных
четырьмя петлями. из-за чего доспехи приобретали угловатую форму.
От шнуровки кебики-одоси полностью
не отказались, оставив несколько шнуров для украшения. Возник также гибридный
тип доспехов, называемый дангайе-до, половина пластин шнуровалась по старому, а
половина по новому образцу.
С распространением огнестрельного
оружия возникла необходимость в доспехах, выдерживающих попадание ружейной
пули. Так появились доспехи окегава-до. Данный панцирь напоминал европейские
доспехи. так как состоял из сплошных пластин. Горизонтальные пластины
соединялись заклепками с соседями сверху и снизу. В результате получался
сплошной нагрудник, который должен был остановить как стрелы, так и пули. В
зависимости от схемы соединения пластин существовали две разновидности
доспехов: йокохагн-до с горизонтальными пластинами и татехаги-до с
вертикальными пластинами. Замечательные татехаги-до делал Мёчин Хисае ( 1573—
1615), живший в Юкиносита. По названию
города стали называться и доспехи — юкиносита-до. Поверхность этих доспехов
была совершенно гладкая, что благоприятствовало рикошету и соскальзыванию стрел
и пуль. Мастер был настолько уверен в своих доспехах, что некоторые образцы
испытывал на попадание ружейных пуль, надев панцирь на себя. Наибольшее
признание доспехи Хисаэ получили при Датэ Маеамуне (1566-1636). который принял
эти доспехи как основные доспехи для японской армии. Различия между доспехами
для генералов и для простых солдат заключались в различной отделке.
Популярной разновидностью доспехов
окегава-до были доспехи хотоке-до. У этих доспехов стыки между пластинами были
скрыты или вовсе отсутствовали, поскольку панцирь состоял из больших сплошных
пластин.
Гладкая поверхность хотоке-до словно
приглашала мастеров украсить ее. Украшением доспехов была или роспись или
чеканка. Чеканка (учидаси-до) проводилась с осторожностью, чтобы не ослабить
доспехов. На одном панцире, изготовленном в 1681 году, кроме рельефного
украшения имеется надпись, которая гласит: «...тщательно выковано и заговорено
от стрел и пуль, которые не пробьют этот панцирь. Это настоящее сокровище для
храброго воина из военной семьи».
Другой особенностью периода Момояма
были частые встречи с европейцами. Особенно активно торговля велась с
португальцами. Поэтому нет ничего удивительного в том, что японцы переняли
некоторые разновидности европейских доспехов. Так, японцы переняли европейскую
кирасу, назвав ее хатомуне-до (грудь голубя) за характерный вертикальный
гребень на грудной пластине. Японцы полностью адаптировали кирасу, оснастив ее
юбкой кусадзури. Японцы также переняли у португальцев шлем-морион, оснастив его
назатыльником и козырьком.
Необычная разновидность хотоке-до
чем-то напоминала европейский мускульный панцирь, лишь с той особенностью, что
на поверхности панциря имитировалась не развитая мускулатура, а торс
буддийского монаха с выпирающими ребрами и позвоночником и отвислой грудью.
Доспехи периода Момояма по
красочности не уступали старинным образцам. Наиболее распространенными были
черный и коричневый цвета, а также цвет ржавчины. Реже встречались красный цвет
и позолота. Красные доспехи носили представители клана Ии, которые даже своих
рядовых солдат обеспечивали доспехами красного цвета. Шнуровка на красных
доспехах была синей или голубой. По краю доспехи отделывались пестрым шнуром,
основной цвет которого был белый. Шнуровка на красных доспехах также могла быть
охряной или золотисто-белой.
В целом доспехи периода Момояма
отличались практичностью. Они были прочные, эффективные и простые. Можно
сказать, что в это время искусство изготовления доспехов достигло в Японии
своего расцвета. Доспехи почти не сковывали движения самураев, при этом хорошо
защищали их от стрел, пуль, копий и мечей.
Полные доспехи самурая состояли из
панциря (до) с юбкой (кусадзури), а также ряда других деталей, прикрывающих
разные участки тела. На иллюстрации изображен самурай, самостоятельно
экипирующийся к бою. Сначала на голое тело надевали набедренную
повязку-фундоси. Фундоси могла быть льняной или хлопчатобумажной, или даже
стеганой для холодного времени года. За набедренной повязкой следовала
рубаха-ситаги. Ситаги по покрою походила на укороченное кимоно. Рубаха
застегивалась на груди и перевязывалась поясом (оби). Пояс дважды оборачивался
вокруг тела и завязывался на животе.
Под доспехи надевали укороченный
вариант штанов-хакама. называемый кобака-ма. Кобакама были уже и по длине
опускались лишь чуть ниже колен. Самураи сначала надевали штаны на левую ногу,
затем на правую ногу, затем затягивали узел на спине, а потом — на животе.
Затем концы обоих узлов завязывались на животе.
Затем самурай садился на землю и
надевал таби — пара носков с раздельными пальцами, которые в Японии носят до
сих пор. Таби были стеганые, кроме того, считалось, что таби красного цвета
служат признаком педераста. Пара гетр (киахан) оборачивалась вокруг икр,
соединяясь с нижним краем штанов. Почему у носков были раздельные пальцы
понятно из следующей картинки, на которой самурай обувает сандалии-варадзи.
Сандалии представляли собой соломенную подошву, к которой крепились два ремня.
Эти ремни пропускались между большим и указательным пальцами ноги. Через
подошву проходило несколько петель, поддерживающих два основных ремня. Под
подошвой рекомендовалось завязывать узлы, чтобы сандалии не скользили по грязи,
снегу или крутому склону холма. Самурай всегда держал при себе запасную пару
сандалий. Знатные самураи имели при себе специального человека, носившего
запасные сандалии.
Не вставая с земли, самурай надевал
первый элемент доспехов — поножи-сунеате. Поножи состояли из ряда вертикальных
металлических пластин, наложенных на матерчатое или кольчужное основание.
Специальные кожаные накладки не давали поножам цепляться за стремена.
Бедра защищал набедренник-хаидате.
Внешне хаидате выглядел как раздвоенный фартук, нижнюю часть которого покрывали
небольшие металлические или кожаные пластинки. Хаидате подвешивался к поясу.
Этот элемент доспехов был важен для конных воинов, но пехотинцы обычно
обходились без него. Завязки хаидате выводились наружу таким образом, чтобы при
необходимости хаидате можно было легко сбросить.
Перчатки (югаке) делались из
дубленной кожи, иногда их украшали рисунком. Первой всегда надевали правую
перчатку.
Существовало несколько вариантов
котэ или наручей. Но все они представляли собой матерчатый рукав с нашитыми на
него пластинами или кольчужными накладками. Кольчугу практически всегда
покрывали черным лаком, а металлические пластинки лакировали в стиле остальных
доспехов. Вдоль рукавов котэ пропускались шнуры, которые соединяли левый и
правый котэ или позволяли закрепить котэ на плечах. Иногда оба котэ соединялись
в одну деталь, между которыми вставлялось оплечье вакибнки.
Дальше самурай надевал основную
деталь доспехов: панцирь-до с юбкой-кусадзури. К какому бы типу не относился
панцирь, его крепления на теле были одинаковы. На плечах панцирь держался на
двух плечевых ремнях, под которые подкладывались пластины-кохире, благодаря
которым ремни не врезались в тело. Застегивался панцирь на правом боку, лишь
харамаки застегивался на спине, часть массы панциря распределялось на бедра.
Поверх панциря повязывался второй поясной ремень — уваоби.
Теперь самурай был полностью
экипирован до уровня шеи. Вслед за панцирем полагалось надевать оплечья-содэ,
но усовершенствованная конструкция до и котэ делала эту деталь доспехов
излишней. Если содэ все же использовали, это была скорее символическая деталь.
Надев основные доспехи, самурай
вооружался. Вооружение самурая обычно состояло из меча (катана) и кинжала
(танто). Короткий меч с доспехами самураи обычно не носили. Меч можно было или
просто заткнуть за пояс, закрепив его шнурком, или подвесить к поясному ремню
на двух подвесках. Во втором случае меч находился режущей кромкой вниз.
Горло защищалось горжетом,
называемым нодова. Горжет состоял из нескольких пластин, соединенных друг с
другом. Далее самурай повязывал на голову повязку хачи-маки, которая служила
подшлемником. Традиционно хачимаки была белого цвета и имела в длину полтора
метра. Перед подвязыванием хачимаки самураи распускали волосы (на рисунке у
самурая волосы распущены с самого начала) и зачесывали их назад. Обмотав
хачимаки вокруг головы, концы повязки затыкались под витки. Затем надевалась
лицевая маска мемпо.
Мемпо был наиболее характерной
деталью японских доспехов. По своей конструкции маска колебалась от простой
пластины, прикрывавшей подбородок (хоате) до настоящей маски, полностью
имитирующей лицо (сомен), часто мемпо представлял собой полумаску, закрывавшую
нижнюю половину лица. Традиционно маску покрывали красным лаком, в ней имелось
отверстие, через которое оттекал пот. На маске имелись крючья, к которым
крепились шнуры, удерживающие шлем на голове, часто маске придавали черты лица
и декоративные усы.
Если доспехи имели примерно одинаковый
внешний вил, то в шлеме самурай полностью выражал себя. Шлем кобуто состоял из
чашки (хачи) и бармицы (сикоро). Чашка шлема изготовлялась разными способами.
Простой и популярной была чашка-дзунари, круглая, прочная с отражающей
поверхностью. Козырек снизу покрывался красным лаком. Лак бросал красный
отблеск на лицо, придавая ему зловещее выражение.
Дополнительные украшения шлема
иногда принимали гротескные формы. часто их делали из дерева и бумаги. Хорошим
примером может послужить нага-эбоси но кабуто, принадлежавший Като Кнёмаса.
Высоченная тулья шлема была накладной и делалась из бумаги, натянутой на
деревянный каркас. Тулья была выкрашена в серебристый цвет и с каждого бока
украшена изображением восходящего солнца. Подобную тулью на своих шлемах носили
Маэда Тосиие (1538-99) и Хори Хидемаса (1553-90). Другим популярным приемом
было украшать шлем «париком» из конского волоса.
Ямамото Кансуке. вассал Такеда
Син-ген. имел шлем, украшенный большими рогами буйвола. Похожий шлем,
называвшийся ичи-но-тани кабуто, носил Корода Нагамаса (1568-1623). Такой шлем
впервые появился после сражения 1184 года, когда самурай Минамото Йосицуне
повел свою армию в атаку с крутого утеса. Форма шлема повторяла форму этого
утеса. Хонда Та-дакацу (1548-1610) носил на шлеме пару деревянных стилизованных
оленьих рогов. Ии Наомаса и его сын Наотака носили дзу-нари кабуто, к которым
прикреплялись позолоченные металлические рога и плюмаж из конского волоса.
Другим украшением шлема были
эмблемы, Датэ Масамуне (1566-1636) носил на шлеме асимметричный серебряный
полумесяц. Такой же полумесяц, но меньшего размера. носили и все его солдаты.
Тоётами Хидеёси (1536-98) украсил один из своих шлемов огромным позолоченным
солнцем. Токутава Иэясу несколько своих простых шлемов украсил позолоченным
листом папоротника.
Шлем удерживался на голове с помощью
длинного шнура. Шнур обычно был красного или синего цвета, независимо от цвета
доспехов. На иллюстрации показана схема подвязывания шнура.
Экипированный таким образом самурай
был готов к бою. Но в виду единообразия доспехов, требовалось каким-то образом
отличать своих от чужих. Обычно опознавательным знаком служил сасимоно, который
носили на спине. Еще чаще в качестве опознавательного знака служил вертикальный
флажок с эмблемой владельца или хозяина. Для различения своих и чужих
использовались цветные перья и различные предметы. Древко, на котором крепился
сасимоно, вставлялось в гнездо на спинной пластине панциря. Такое устройство
было достаточно громоздким и неудобным. Есть рисунки того времени, на которых
самураи показаны снимающими сасимоно и держащими их в руках до начала боя.
Следует упомянуть и несколько
дополнительных предметов экипировки. На некоторых панцирях имелся небольшой
матерчатый карман. В кармане обычно хранили носовой платок, но могли также
укладывать и другие вещи. Иногда на левый бок нашивали кожаную накладку,
которая не давала ножнам царапаться о металлические части доспехов. Воины могли
иметь при себе и другие вещи: полотенце, продовольственный мешок, мешок для
хранения отрезанных голов, кошелек, лассо, моток веревки, медицинские
принадлежности. Веревку и мешки по возможности крепили к седлу, или отдавали их
слугам.
Вне боя самураи поверх доспехов
надевали дзинбаорн — красивый цветной халат. Халат часто был расшит, особенно
на спине. Жена Маэда Хоспис расшила своему мужу дзинбаорн сценами из
"Секи».
Необычным предметом экипировки был
хоро — плащ, натянутый поверх деревянной рамы. Первоначально хоро использовался
как пиита для стрел, а позднее превратился в формальное одеяние.
Мы описали полную экипировку
самурая. На практике ее обычно сокращали. Например, в ожесточенной рукопашной
схватке обычно снимали маску и хаидате. Если противник занимал высоту, то перед
штурмом снимали также и поножи. Иногда просто не было времени, чтобы
экипироваться по всем правилам. Если самурай был захвачен врасплох, то он
быстро надевал панцирь через голову.
Самураи, которые одновременно были
монахами, как знаменитые Такеда Синген и Уэсуги Кенсин. носили поверх доспехов
монашеский платок-кеса. Слева в кеса вшивалось кольцо из слоновой кости. Уэсуги
Кенсин на рисунках всегда изображался без шлема, но с головой, обмотанной
монашеской накидкой.
И период Момояма конские доспехи не
применялись. Вместе с тем животные часто нарядно украшались длинными кистями.
Деревянное седло покрывалось лаком. Стремена имели необычную форму. В походах
кони несли различные грузы, например, мешки с рисом для самураев и фуражом для
себя. В период Эдо появились фитильные пистолеты. пара которых всегда имелась в
седельной кобуре. Во время привалов лошадей стреножили с помощью шелковой киты,
которую отметали вокруг передних ног. Селю часто покрывали разукрашенным
чепраком, расшитым эмблемами владельца. Вместо чепрака могла использоваться и
шкура дикого животного. Подковы в то время японцам еще не были известны. На
коня японцы всегда садились с правой стороны.
Источник: http://samuraii.ru |