Пальцевый чжэнь (точечный китайский массаж) — это
механическое воздействие пальцами рук или аппаратами на строго определенные
участки тела. Пальцевый чжэнь является разновидностью метода китайской народной
медицины — чжэнь-цзю терапии, называемого в большинстве стран акупунктурой
(иглоукалыванием). На китайском языке слово «чжэнь» обозначает «укол иглой»,
«цзю» — «прижигание», следовательно, как видно из названия, метод заключается в
воздействии уколом или ожогом (прогреванием) на определенные точки тела.
Основу метода иглотерапии, как и китайского точечного массажа, составляет
учение об активных точках (точках акупунктуры) и энергетических каналах —
меридианах.
Медики Древнего Востока утверждали: болезненная энергия внедряется прежде всего
в кожу, через нее — в каналы, затем во внутренние органы, оттуда в виде
различных патологических реакций вновь «посылает весть» на кожу. Все это
осуществляется через активные точки, множество которых расположено на теле
человека.
На протяжении тысячелетий из поколения в поколение китайские врачи кропотливо
собирали информацию об этих «особых» точках на теле человека, раздражение
которых может изменять функциональное состояние определенных органов и
организма в целом, а потому может быть использовано в лечебных целях. На теле
человека расположены 670 меридианных точек, 171x2 вне меридианных, 110x2 новых
и 170x2 аурикулярных.
А. К. Подшибякин, отвечая на вопрос, что представляет собой «активная точка»
кожи, пишет: «Это ограниченный по размерам (2—10 мм) участок кожи, находящийся
в наиболее выраженной связи с определенным внутренним органом или отделом
головного мозга». В дополнение к этому он указывает, что активные точки чаще
всего совпадают с так называемыми максимальными зонами Захарьина — Геда (зоны
кожной гиперестезии при поражении внутренних органов). Расположены активные
точки на энергетических меридианах (каналах), по которым циркулирует жизненная
энергия «ци», проходя последовательно через все органы и совершая полный
кругооборот в течение суток.
Учение о 14 основных каналах тесно связано с древней восточной философией —
теорией ян—инь, занимающей центральное место в китайской традиционной медицине.
Ян и инь — два противоположных жизненных начала, постоянно переходящих друг в
друга, борющихся между собой и зависящих друг от друга, это две разнополюсные
энергии. На основе выводов этой теории врачи изучали заболевания, осуществляли
их диагностику и лечение.
В древневосточном трактате «Хуанди Нэй-цзин» (III—II вв. до н. э.) в первой
части «Су-Вэнь» написано: «Энергия неба — это есть начало жизни. Эта энергия
есть не что иное, как инь и ян, которые порождают все вещества и вещи». Инь и
ян — универсальные космические полярные и постоянно переходящие друг в друга
силы (женское — мужское, пассивное — активное, холодное — горячее и т. д.).
Поскольку инь и ян являются порождением единого (неба), значит, инь не может
существовать без ян, а ян не может проявить себя без инь.
Основой концепции инь—ян служит принцип гармоничности их соотношения. При
нарушении гармонии инь и ян в живом организме можно говорить о его
патологическом состоянии. Например, если человек несдержан, часто
раздражителен, его эмоциональное состояние поддерживается гневом, — это один из
признаков скопления энергии ян в печени, и для ее ликвидации необходимо
стимулировать инь.
Таким образом, если при анализе заболевания не учитывать основанные на
взаимосвязи инь и ян многочисленные соотношения в человеческом организме и в
природе, то нарушается концепция восточной медицины — баланс инь—ян. Силы инь и
ян созданы друг для друга и взаимосвязаны. Для рождения инь необходимо
присутствие ян, и наоборот. В человеческом организме инь составляет то, что
скрыто от нашего глаза, а ян — поверхностные слои тела. По изменениям наружного
ян можно судить о состоянии внутреннего инь.
Болезнь, по теории инь—ян, есть нарушение .естественной Циркуляции энергии
внутри организма, неправильное ее распределение. Болезнь может выражаться либо
избытком, либо недостатком этой энергии в одном или нескольких органах. В свете
этих представлений задача врача заключается в том, чтобы на основании
клинических данных изменить энергетическое состояние органа. Если симптомы
свидетельствуют о «недостатке энергии», то орган находится в состоянии инь и
его необходимо тонизировать (прибавлять энергию). При наличии признаков
«избытка энергии», соответствующих состоянию ян, последнюю следует рассеивать,
седатировать (уменьшать). Это изменение в распределении энергии достигается
воздействием на точки, называемые в отечественной медицине биологически
активными точками кожи, или точками воздействия.
Источник: http://www.massage.ru |