В настоящее время мировой спортивный
опыт показывает, что кроме хорошей физической подготовки, индивидуального
спортивного мастерства для максимального использования морально-волевого
потенциала в достижении высоких спортивных результатов существенную роль играет
психологический настрой как непосредственно каждого индивидуума, так и всего
коллектива в целом.
Известный психотерапевт Алексеев
А.В., занимающийся на протяжении более 40 лет психологической подготовкой
спортсменов, создавший уникальные методики, которые не имеют аналогов в мировой
практике, отмечает, что «…если спортсмен обладает качественной и стабильной
спортивной техникой, у него значительно повышается чувство уверенности в своих
силах, в своих соревновательных возможностях». А чувство уверенности, которое
можно отнести к психологической составляющей, — одно из самых значимых качеств,
определяющих успех в любом деле, в том числе и в таком трудном, как современный
спорт высших достижений. Следовательно, целенаправленная, научно обоснованная
методика работы с психикой спортсмена по эффективному использованию ее резервов
для оптимизации профессиональной деятельности, в том числе и в экстремальных
условиях является важнейшей составной частью в очень сложном процессе, который
правильно называть не психологической, а психической подготовкой к
соревнованиям (Алексеев А.В.).
Без хорошей спортивной техники и без
чувства высокой уверенности, порождаемого ею, просто не приходится рассчитывать
на успех в соревновательной борьбе.
Коррекция личностных (индивидуально-психологических)
особенностей членов команды при индивидуальном психотерапевтическом подходе,
оздоровление психологического климата микросоциума (внутрисемейного, ближайшего
окружения, коллектива), а также гармонизация межперсональных взаимоотношений
спортсменов, тренерского состава, с учетом специфики командных видов спорта,
способствуют раскрытию наилучших достижений спортсменов в коллективе,
качественному улучшению их адаптационных способностей.
Необходимость и высокую
эффективность работы специалиста-психотерапевта (особенно из разряда тех, кто
ранее занимался большим спортом и не понаслышке знает, что такое спорт во всех
его проявлениях, в том числе и его психологические проблемы) подтверждают
данные собственной работы в этом качестве.
Для примера хочется привести
выдержки из моего отчета Президенту Федерации водного поло России после работы
со спортсменками и а нализа полученных результатов в работе со сборной командой
России по водному поло (женщины) во время учебно-тренировочного сбора и последующего
международного предолимпийского турнира в г. Кириши (11-21.05. 2004).
«…22 из 26 спортсменок охотно и с
интересом принимали участие в индивидуальной работе, которая включала в себя
психотерапевтическое, психологическое консультирование, с использованием
современных высокоэффективных психоаналитических методик, в том числе
«психотехнологии личностной эффективности» (С.В.Ковалев, 2004),
экспериментально-психологического обследования с обсуждением полученных
результатов. Спортсменов интересовали вопросы, касающиеся психологической
составляющей в процессе подготовки к различного рода соревнований. Например,
как добиваться более высоких спортивных достижений, результативности,
безошибочности действий в игре; как бороться с некоторыми состояниями, типа,
«предстартовая лихорадка» или, с так называемой, «мышечной скованностью» во
время передачи мяча или перед броском по воротам и др.
По мнению ряда спортсменок
индивидуальная психотерапевтическая помощь позволила уменьшить «нервозность»,
напряженность общего состояния. Однократное непродолжительное (30 мин.)
консультирование одной из ведущих спортсменок сборной России по просьбе ст.
тренера врача команды и врача-стоматолога базы отдыха «Мечта», где проходили
сборы, позволили улучшить хроническое (около 10 лет) невротическое состояние
страха перед стоматологическими манипуляциями и начать лечение у стоматолога.
(Следует подчеркнуть, что эта спортсменка через 3 месяца на Олимпийских играх в
Афинах показала прекрасные спортивные результаты).
Психологическое консультирование
ряда спортсменок позволили улучшить межперсональные взаимоотношения в
микрогруппе (2 чел.) с последующим повышением настроения в процессе тренировок,
что сказалось, в том числе, и на результативности в игровых моментах.
По просьбе тренерского состава
проводилась эффективная психотерапевтическая помощь в послематчевых
эмоционально-стрессовых состояниях.
Психологическое консультирование и
коррекция мотивационных установок позволили улучшить психологическое состояние
ведущей спортсменки и, вероятно, сократить впоследствии материальные затраты
для решения семейной психогенно-травмирующей ситуации.
Ряд ведущих спортсменок, в том числе
капитан сборной команды высказывали мнение о необходимости постоянной работы
специалиста-психотерапевта в команде для решения вопросов психологического и
психотерапевтического характера (в т.ч. коррекции индивидуально-психологических
особенностей), психологической релаксации и т.д. Этими спортсменками отмечались
эффективность работы психотерапевта с последующими результативными действиями
игроков во время игры.
Индивидуальная работа со
спортсменками по просьбе ст. тренера позволила уточнить понимание мотивационных
установок спортсменок в составе сборной команды, что, в конечном счете, привело
к улучшению межперсональных взаимоотношений между тренером и спортсменками.
Коррекция неточного понимания
тренерского состава индивидуально-психологических особенностей спортсменок
позволила улучшить в целом психологическую атмосферу эмоциональной
напряженности в коллективе.
Подобный опыт работы с
использованием современных психологических и психотерапевтических методик,
которые позволяют улучшать спортивное мастерство как каждого спортсмена в
отдельности, так и коллектива в целом, учитывать индивидуально-психологические
особенности, эмоционально-волевые и мотивационные установки спортсмена, может
прогнозировать действия спортсменов в различных ситуациях, в том числе и в
соревнованиях самого высокого уровня…». Другой пример работы с командой
«Уралочка» г. Златоуст – многократного чемпиона и призера первенства России по
водному поло (женщины) позволил получить более отдаленные результаты. В июне
2005 г . (5 дней) мною проводилась подобного рода работа в коллективе. И что
особенно приятно, в сентябре 2006 г . на первенстве Европы в г. Будапешт, куда
вошли спортсменки из команды «Уралочка», составившими костяк основного состава,
сборная России стала Чемпионом Европы. И именно с этими спортсменками в 2005 г
. в г. Златоуст мне пришлось работать в качестве спортивного психотерапевта.
Источник: http://lugor.org.ua |