... Если он
когда-нибудь надумает написать автобиографию, а рано или поздно это все равно
случится, то лучшим эпиграфом к ней станет название самого первого его фильма,
в котором он сыграл третьестепенную роль - 'Не отступать, не сдаваться'.
Поскольку человек, прекрасно известный сегодня во всем мире, кумир молодежи
многих стран, считая нашу, добился всего, что имеет сегодня - а имеет он ох как
немало! - ценой усилий просто невероятных. Усилий, на которые, кажется, был
способен только он...
Жан-Клод Ван Варенбург - такова его настоящая фамилия, которую он впоследствии
изменил, дабы легче было ее произносить и запоминать,- родился 18 ноября I960
года в Брюсселе. Мать, фламандка по национальности, была домохозяйкой, отец,
бельгиец, владел цветочным магазином - короче, ни к кино, ни к спорту отношения
никто не имел. Но тем не менее, когда сыну исполнилось 11 лет, отец привел его
в секцию каратэ, не подозревая даже, что тем самым определяет всю его
дальнейшую жизнь. Длинный и тощий Ван Дамм, носивший к тому же очки с
толстенными линзами и несколько лет прозанимавшийся классическим балетом, с
самого начала буквально помешался на каратэ. Расхаживая повсюду в тренировочном
костюме, он отрабатывал технику не только в зале, но и в школе и дома.
Тренировался он вместе со взрослыми, на соревнованиях возрастные и весовые
категории отсутствовали напрочь, однако в 16 лет он выиграл престижный турнир,
причем в финале дрался с человеком, который был вдвое старше и вдвое тяжелее
его.
Учитель Ван Дамма - Клод Гетц - сразу почувствовал в нем талант и чуть ли не с
первых дней занятий внушил ученику, что тот должен стать чемпионом. Гетц уделял
ему гораздо больше времени, чем остальным, причем тренировки не ограничивались
занятиями в зале. Три-четыре раза в неделю Гетц звонил Жан-Клоду и приглашал
его к себе, что означало, что тот должен был бегом преодолеть расстояние до
дома учителя, а после тренировки на дому бегом же вернуться обратно. В общей
сложности получалась трехчасовая пробежка. А время от времени Гетц устраивал
специальную тренировку - надевал на Жан-Клода защитные приспособления и
натравливал на него свою огромную овчарку.
- Это была хорошая собака, она никогда не кусала за лицо, только за руки и за
ноги,- вспоминал Ван Дамм.- Мне редко удавалось убежать от нее и приходилось
вступать с ней в борьбу. Были и другие, не менее суровые методы тренировки.
Многое из того, что заставлял проделывать меня мой учитель, я отразил в фильме
'Кикбоксер'...
Надежды учителя оправдались. В 1978 году он присвоил ученику черный пояс, а 8
марта 1980 года ударом ногой в прыжке бельгиец в первом же раунде нокаутировал
немца Дитриха Таргиллза и стал чемпионом Европы среди профи. Однако на этом его
спортивные успехи завершились - Ван Дамм предпочел спорту бизнес и кино, хотя,
наверное, был способен на большее и на ринге. Информация о том, что Ван Дамм
был чемпионом Европы по кикбоксингу, взята из французского журнала 'Каратэ
Бушидо', эти же данные приводились и в ряде других изданий, особенно
посвященных кино. Однако многих всегда удивляла техника Ван Дамма - оторванная
от жизни и нереальная, хотя, казалось бы, бывший кикбоксер-професси-онал может
продемонстрировать, что такое настоящий бой, как делают это Бенни Уркидес, Билл
Уоллес и другие.
В августе 1992 года в Москве побывал Дон Вилсон - величайший кикбоксер Америки,
сейчас полностью переключившийся на кино и снявшийся уже в девяти фильмах.
Услышав фамилию Ван Дамма, спокойный и сдержанный Вилсон утратил невозмутимость
и поведал, что он специально проверял спортивное прошлое Ван Дамма и точно
выяснил, что тот чемпионом Европы никогда не был, хотя в последнее время
рассказывает всему Голливуду, что был чемпионом мира. По словам Вилсона,
человека авторитетнейшего, весь кикбоксерский опыт Ван Дамма сводится к тому,
что однажды он провел трехраундовый товарищеский кикбоксерский поединок с
другим бельгийцем, хотя того, что Ван Дамм несколько лет отдал каратэ, отрицать
никто не собирается. Не поверить Вилсону нельзя, особенно если вспомнить, что в
свое время - года три назад - он послал бельгийцу вызов на поединок, которого
тот не принял, заявив, что за бой он получит куда меньше, чем за участие в
съемках очередного фильма. - В Америке, когда журналисты спрашивают меня о Ван
Дамме, я храню молчание,- сказал Дон Вилсон.- Пока храню. Но скажу одно - скоро
я обязательно разоблачу его перед всеми. Я не сделал этого раньше, поскольку он
рекламировал - пусть и по-дилетантски - мой вид спорта, но сейчас, коща он
претендует на обладание высшим мировым титулом, мое терпение начинает
истощаться... Еще в 1979 году Жан-Клод открыл в Брюсселе клуб, который назвал
'Калифорния' и который быстро стал популярнейшим в городе. Кроме каратэ, в нем
преподавали аэробику, танцы и бодибилдинг. Главным тренером был сам владелец -
каратэ он знал, к тому же пять лет прозанимался классическим балетом, а к
бодибилдингу его на всю жизнь пристрастил Гетц. 'Калифорния' процветала, и к 20
годам у Ван Дамма было перспективнейшес дело, собственный дом, спортивная
машина последней марки и приличный счет в банке. Однако ему этого было мало -
он мечтал о кино. Снявшись в эпизодических ролях в двух-трех французских
фильмах, он твердо решил стать кинозвездой.
В 1980 году он отправился в Милан, где проходил конгресс кинобизнесменов,
проник в зал по чужому удостоверению и умудрился обменяться визитками с кучей
людей, в мире кино известных. Вернувшись домой, он продал клуб, что родители и
друзья сочли совершеннейшим безумием, и отправился покорять киноолимп. С собой
он взял лишь две тысячи долларов - сомнений в скором успехе у него не было.
Первый
тревожный звонок прозвенел в Гонконге, куда Ван Дамм прилетел в надежде
получить работу в качестве фотомодели, а заодно предложить свои услуги
владельцу компании 'Голден Харвест' Раймонду Чоу, открывшему Брюса Ли и Джекки
Чана. Ему удалось познакомиться с Джекки, но Чоу разговаривать с ним не
пожелал. Правда, восемь лет спустя Чоу прилетел в Голливуд, чтобы уговорить Ван
Дамма сниматься у него на очень выгодных условиях, но было уже поздно. В 1981
году Ван Дамм очутился в Голливуде и к изумлению своему обнаружил, что здесь в
нем никто не нуждается. Мешало и плохое знание " а точнее, почти полное
незнание - английского: несколько известных ему фраз он произносил с жутким
акцентом. Но возвращаться домой было стыдно, и началась борьба за выживание. Он
давал частные уроки каратэ и бодибилдинга, работал вышибалой в ночном клубе,
был водителем лимузина, дабы иметь возможность переночевать в машине.
- К счастью, находились люди, предоставлявшие мне кров без всякой платы, а я
взамен выполнял различные поручения, забирал детей из школы. Это был настоящий
кошмар, и от безумия меня спасали только ежедневные многочасовые тренировки,-
рассказывал потом Жан-Клод. Скорее всего, он несколько драматизировал события -
в брюссельском банке у него была немалая сумма, так что с голоду он не умер бы
в любом случае. То, что он не притрагивался к сбережениям и несмотря ни на что
не возвращался домой, было его личным делом. Да и, честно говоря, сложно
поверить в то, что нашлись люди, пожалевшие не нуждающегося в жалости здоровенного
парня, который вышел бы невредимым из лобового столкновения с тяжелым
грузовиком. Четыре с лишним года Жан-Клод без устали обзванивал все студии и
засыпал Голливуд статьями о себе из французских журналов и собственными фото.
Особенно усердно атаковал он одного из руководителей компании 'Кэннон Пикчерз'
Менахема Голана, с которым когда-то познакомился в Милане.
Тоща, в 80-м, Ван Дамм, зайдя в офис Голана, с ходу начал демонстрировать ему
технику и растяжку, и тот, дабы отвязаться от назойливого посетителя, пообещал
ему золотые горы, тут же забыв о его существовании. Вторая встреча - совсем
случайная - состоялась у входа в один из лос-анджелесских ресторанов в середине
1986 года. Неузнанный Голаном бельгиец от отчаяния продемонстрировал тому удар
ногой, причем нога просвистела над самой головой Голана - последний, не став
почему-то вызывать полицию, а предпочел назначить встречу на следующий день. -
Просидев несколько часов в приемной, я наконец попал к нему в кабинет, сразу
взял два стула, сел между ними на шпагат и сидел так на протяжении всего
разговора,- поведал Ван-Дамм журналу 'Файтер Интернейшнл'.- Он увидел, что я
по-настоящему голоден, что у меня нет опыта, но я прошу немного. И тогда он
сказал, что сделает из меня звезду, и достал из стола сценарий 'Кровавого
спорта'. А узнав, что у меня нет ни агента, ни адвоката, заявил, что с ходу
готов подписать со мной контракт на три картины. Я понял, что победил - мой час
пробил... Впрочем, радоваться было рано.
'Кровавый спорт', снятый в немыслимо короткие сроки со смехотворным бюджетом в
полтора миллиона долларов, оказался на полке. Все в этом письме было плохо - и
режиссура, и съемки, и монтаж.
Голан смотрел отснятый материал ровно пять минут - в эту картину он не верил с
самого начала, потому-то и отдал ее новичку. Ван Дамм к тому времени уже успел
жениться на чемпионке по бодибилдингу и фотомодели Глэдис Португиз и ожидал
прибавления семейства. Снова оказавшись в безвыходной ситуации, он согласился
на роль в дешевом фильме 'Не отступать, не сдаваться', в котором сыграл тупого
и жестокого русского кикбоксера по имени Айвэн Крушински. Он также снялся
вместе с известным исполнителем ролей ниндзя Сё Косуги в картине 'Черный Орел',
где сыграл агента КГБ, а заодно заключил контракты с несколькими мелкими и
непрестижными студиями еще на четыре картины.
Попутно он самолично взялся за перепелку - от начала и до конца - 'Кровавого
спорта', и в результате фильм каким-то чудом вышел на экраны, хотя Голан даже
не дал денег на рекламу. Исхода же не мог предвидеть никто - 'Кровавый спорт'
оказался хитом и принес 15 миллионов чистой прибыли. Больше, чем одновременно
запущенные фильмы компании с Сильвестром Сталлоне и другими звездами, от
которых все ждали только успеха. В 1989 году на экраны вышел 'Киборг' с Ван
Даммом в главной роли, собравший 9,5 миллиона, вслед за ним - 'Кикбоксер',
принесший более значительную прибыль. В отличие от 'Киборга' - фантастического
фильма с элементами боев - 'Кикбоксер' изобилует зрелищными поединками, тем
более что в конце фильма Ван Дамм сокрушает звезду таиландского бокса.
Ван Дамм, сразу же сделавший себе имя, начал сниматься в одной картине за
другой. В 90-м году на экранах появилась 'Самоволка', в которой он сыграл
дезертира французского Иностранного легиона, участвующего в Америке в
подпольных боях, чтобы обеспечить семью погибшего брата. В том же году увидел
свет 'Ордер на смерть', где Жан-Клод предстал в роли офицера полиции, под видом
преступника, попавшего в тюрьму для расследования серии загадочных исчезновений
заключенных и в итоге 'ставящего на уши' не только всю тюрьму, но и местных
политиков.
В 1991 году появился 'Двойной удар', в котором Ван Дамм сыграл
братьев-близнецов, мстящих гонконгской мафии за смерть родителей. А в 1992 году
вышли сразу три картины - 'Аламагоро', 'Ночь леопарда' и 'Универсальный солдат'
(в этом фильме снялся также еще один каратист - Дольф Лундгрен). Ван Дамм, став
звездой первой величины, заполонил собой все экраны мира. Конечно, нельзя
сказать, что он потрясает своим актерским мастерством - первым и последним пока
фильмом, в котором он продемонстрировал наличие хоть каких-то актерских
способностей, стал 'Двойной удар'.
Нельзя
сказать также, что он потрясает своими боями и техникой: бои однообразны,
техника вычурна и нереальна, а обилие ударов в прыжках и высоких размашистых
ударов ногами, которых не заметит только слепой, говорит не в его пользу.
Скептически относятся к его фильмам и многие критики. Так, газета 'Геральд
трибюн' как-то написала, что 'в его картинах главный герой за первые десять
минут перерезает горло одному, отрубает голову второму и нокаутирует третьего,
а в течение оставшихся полутора часов расправляется еще с доброй сотней
человек. Эти картины напоминают порнофильмы, только вместо постельных сцен
присутствуют драки...' Правда, Жан-Клод и сам постоянно критикует собственные
фильмы и уверяет, что сейчас снимается в картине, которая возьмет первое место
на очередном Каннском фестивале. Однако заявления его, как правило,
воспринимаются с иронией, ибо хорошо известно, что бельгиец, сам давший себе
прозвище 'Мускулы из Брюсселя', слишком самонадеян и хвастлив. Он любит
поговорить о себе, поработать на публику, покрасоваться перед многочисленными
поклонниками и поклонницами, которых заранее предупреждает о предстоящем своем
появлении на публике, охотно позирует перед ними, раздает автографы и
обязательно награждает поцелуем какую-нибудь счастливицу. И отрицать его
бешеную популярность у молодежи не берутся даже самые суровые критики.
Сегодня Жан-Клод Ван Дамм всем доволен и счастлив. Теперь он говорит на четырех
языках и выступает одновременно в роли актера, сценариста, оператора и
режиссера. У него любящая жена и двое детей, приличное состояние и великолепный
дом в Калифорнии. Тем не менее расслабиться он себе не позволяет.
- Мой рабочий день начинается в пять часов утра с получасовой пробежки,-
сообщил он журналу 'Файтер Интернэйшнл'.
- Потом я провожу 45 минут на велотрена-жерс, затем следуют завтрак и работа, а
вечером я два часа занимаюсь бодибилдингом и спаррингую с экс-чемпионом Европы
по боксу Мишелем Квисо. При росте 178 сантиметров я вешу 82 килограмма, и если
так будет и дальше, то впереди у меня еще лет 10 экранных драк, прыжков и
прочих трюков. Я стал тренироваться в лучших условиях, лучше жить, лучше питаться.
Но я остаюсь прежним и всегда помню, что достиг всего благодаря каратэ и его
философии. Иначе я никогда не смог бы противостоять окружающим меня со всех
сторон соблазнам, не смог бы стать тем, кем стал. Звучит, конечно, неплохо,
однако, учитывая склонность бельгийца к позерству и рассказ Дона Вилсона,'
поверить в искренность его последних слов достаточно сложно. Впрочем, человек,
увы, несовершенен, и Жан-Клод Ван Дамм, естественно, тоже.
Фильмография:
Под Откос (Derailed) - 2002
Тайна Ордена (Order) - 2001
Репликант (Replicant) - 2001
Инферно (Inferno) - 1999
Универсальный Солдат 2 (Universal Soldier: The Return) - 1999
Легионер (Legionnaire) - 1998
Стычка (Knock Off) - 1998
Двойная Команда (Double Team) - 1997
Максимальный Риск (Maximum Risk) - 1996
В Поисках Приключений (Quest) - 1996
Внезапная Смерть (Sudden Death) - 1995
Уличный Боец (Street Fighter) - 1994
Патруль Времени (Timecop) - 1994
Трудная Мишень (Hard Target) - 1993
Последний Герой Боевика (Last Action Hero) - 1993
Некуда Бежать (Nowhere to Run) - 1993
Универсальный Солдат (Universal Soldier) - 1992
Двойной Удар (Double Impact) - 1991
Смертельный Приговор (Death Warrant) - 1990
Львиное Сердце (Lionheart) - 1990
Кикбоксер (Kickboxer) - 1989
Киборг (Cyborg) - 1989
Черный Орел (Black Eagle) - 1988
Кровавый Спорт (Bloodsport) - 1987
Не Отступать и не Сдаваться (No Retreat, No Surrender) - 1986
|