Основатель Сито-рю, Кенва Мабуни, родился 14 ноября
1889 года в городе Сюри архипелага Окинава. Он был представителем 17-го
поколения одного из самых знаменитых кланов, основателем которого являлся Кенио
Осиро, величайший воин Королевства Рюкю. В детстве Кенва Мабуни не отличался
завидным здоровьем, но под воздействием рассказов родных о своих славных
воинах-предках он мечтал стать сильным и быть достойным своей семьи.
В 13 лет, заручившись необходимыми рекомендациями, он был принят в школу
знаменитого мастера каратэ Итосу, проживавшего в Сюри. Тренировался Кенва
Мабуни очень упорно, каждый день, не пропуская тренировок даже во время
тайфунов. Так в течение семи лет он изучал искусство Сюри-тэ.
Когда Мабуни было 20 лет, он начал изучать искусство Наха-тэ у мастера Канре
Хигаонны. Позднее оба эти важнейшие направления каратэ-до Окинавы легли в
основу созданного Мабуни стиля - Сито-рю каратэ-до.
После окончания средней школы и службы в армии Кенва Мабуни около 10 лет
работал в полиции. В этот период он активно занимался дзюдо и кэндо, поскольку
эти виды будо входили в обязательную программу подготовки офицеров полиции.
Являясь мастером каратэ-до, Мабуни стремился к сочетанию достоинств разных
видов боевых искусств и созданию универсальной техники.
Работая в полиции и посещая по делам службы различные регионы страны, Кенва
Мабуни имел возможность изучать технику и других (помимо Сюри-тэ и Наха-тэ)
направлений каратэ-до, знакомиться с техникой малоизвестных мастеров в самых
отдаленных уголках острова. Большое внимание он уделял изучению древнего
искусства Рекан Будо.
Начало двадцатого века стало периодом широкого распространения каратэ-до.
Знаком его официального признания было включение каратэ-до в программу обучения
префектурных средних школ в качестве отдельной дисциплины в 1910 году.
Трудности этого периода заключались в том, что не было единой методики обучения
большого количества занимающихся, не были определены приоритеты в подготовке на
ученические и мастерские степени. Именно в этот период многие мастера основное
значение при обучении придавали физической подготовке и набиванию ударных
частей тела при работе с макиварой и выполнении других упражнений.
В эти годы Кенва Мабуни начинал свою преподавательскую деятельность. Совместно
со своим учителем Мабуни создает секцию каратэ-до для углубленного изучения
этого боевого искусства. 13 февраля 1918 года родился его старший сын Кенэй. В
этом же году Кенва Мабуни активизировал свою деятельность по популяризации каратэ-до,
и в этом ему помогли многие известные мастера. На встречах в доме Мабуни,
посвященных развитию и унификации боевых искусств неоднократно присутствовали
Гитин Фунакоши, Тедзу Осиро, Тосин Тибана, Анбун Токуда, Симпан Дзема, Сэето
Токумура, Хоко Исикава. В этом же, 1918 году на одной из публичных демонстраций
искусства каратэ-до, которое организовал Мабуни, присутствовали принцы Куни и
Кахо.
В 1924 году Кенва Мабуни стал инструктором каратэ-до сразу в двух учебных
заведениях и удостоился чести демонстрировать свое искусство перед принцем
Титибу.
В 1925 году Кенва Мабуни, совместно с другими известными мастерами организовал
"Окинавский клуб каратэ-до", что дало возможность осуществить его
давнишнюю мечту о создании постоянного додзе для тренировок. Через этот зал
прошли такие лидеры каратэ-до как: Дзюхацу Кеда, Тедзюн Мияги, Тею Мотобу,
Тосин Тибана, Ханасиро, Тедзю Осиро, Ву Ксиан Туи - мастер кэмпо. Кенва Мабуни
и Тедзюн Мияги стали постоянными инструкторами клуба.
Основное внимание на тренировках в этот период обращалось на физическую
подготовку и практику кумитэ. Ученикам не объяснялись элементы техники, а
приемы демонстрировались непосредственно в ходе поединка. Обучение сводилось к
многократным повторениям приемов на практике. Техника каждого мастера
отличалась индивидуальными чертами.
1927 год стал переломным в судьбе Кенва Мабуни. В этом году он встретился с
Дзигоро Кано, основателем современного дзю-до, прибывшим на Окинаву с целью
открытия додзе для занятий дзю-до. Тедзюн Мияги и Кенва Мабуни имели
возможность продемонстрировать и разъяснить Дзигоро Кано приемы каратэ-до. Кано
высоко оценил каратэ-до как вид боевого искусства, сочетающего возможность
защиты и нападения, и отметил необходимость его широкого распространения в
национальном масштабе. Получив поддержку Кано, Кенва Мабуни принял решение
переехать в Осаку и посвятить себя развитию и распространению каратэ-до Сито-рю
в Японии.
Поскольку каратэ-до является исконно окинавским искусством, то в первое время
после переезда в Осаку Кенва Мабуни пришлось столкнуться с многочисленными
трудностями, явившимися следствием неправильного восприятия и трактовки
каратэ-до. Мабуни проводил показательные выступления в полицейских участках,
высших учебных заведениях и даже в буддийских храмах.
Особенно трудными для восприятия массовой аудиторией оказались ката, которые
часто называли "кулачным танцем". В целях привлечения интереса
массовой аудитории Кенва Мабуни приходилось демонстрировать тэмасивари -
разбивание кирпичей и досок, показывая публике силу нового боевого искусства.
Несмотря на все сложности, Кенва Мабуни оставался верен избранному пути. Его
титанические усилия увенчались успехом, и в результате в 1931 году была создана
организация "Дай-нихон Каратэдо Кай", переименованная впоследствии в
"Нихон Каратэ-до Кай", которая стала предшественником современного
Сито-кай.
Многие из основателей "Дай-нихон Каратэ-до Кай" были учениками Кенва
Мабуни, они и сегодня составляют ядро Сито-кай в Японской Федерации Каратэ-до и
продолжают передавать боевое искусство Кенва Мабуни своим ученикам.
После 2-ой Мировой войны постепенно стали возрождаться клубы каратэ-до при
колледжах и университетах. Стали проводиться матчевые встречи университетских
команд, а вскоре был проведен Национальный Чемпионат Японии. Несмотря на
тяжелую экономическую ситуацию, в которой оказалась Япония после поражения во
второй Мировой войне, Кенва Мабуни прилагал большие усилия к восстановлению
страны через распространение каратэ-до, посвящая себя развитию Сито-рю
каратэ-до.