Длительная изоляция Японии, закрытой
от внешнего мира более чем на два столетия политикой Сегуна Токугавы,
закогчилась 31 марта 1854 года с подписанием Договора Канагавы. Прежнее
устройство Японии быстро разрушилось, когда эта островная страна приготовилась
встретиться с миром. Это было время поразительных перемен и огромных испытаний,
политическому и экономическому строю Японии предстояло претерпеть полное
преображение в течение нескольких десятилетий. Одновременно с рассветом новой
эпохи в истории Японии, 28 октября 1860 года в Микагэ родился Дзигоро Кано.
Возвышающийся над безмятежным Осакским заливом и окаймленный величественной
горной грядой Рокко, Микагэ (ныне часть города Кобэ) был в те времена одним из
самых привлекательных районов Западной Японии. Этой области дарованы умеренный
климат и чистая вода - два источника, обеспечивающих хорошие условия для
приготовления сакэ, до сих пор входящего в ряд основных производств этого
района.
По линии отца Марэсибы корни Кано уходили к самым началам истории Японии, и
среди его предков было множество прославленных монахов-синтоистов, мастеров
буддизма и последователей Конфуция. Его мать Садако относилась к одному из
самых известных кланов изготовителей сакэ (они варили знаменитый сорт
Кику-Масамунэ). Кано, вместе с двумя старшими братьями и двумя старшими
сестрами, вырос в доме, который считался одним из самых больших и богатых в
округе.
Хотя обстоятельства юности Кано вполне завидны, его воспитывали в строгости и
суровой дисциплине. Кано сохранил нежные воспоминания о доброй и внимательной
матери, но он говорит о ней как о человек, нетерпимом к любым проявлениям
недостойного поведения. Марэсиба лично занимался образованием своего младшего
сына, сам обучал его основам знаний и организовал для него дополнительные уроки
по китайской классической литературе и каллиграфии.
После смерти Садако в 1869 году, Марэсиба, ставший к тому времени
предпринимателем и правительственным чиновником и активно поощрявший
модернизацию Японии периода Мэйдзи, перебрался с семьей в новую столицу, Токио.
Наиболее ярким из первых впечатлений юного Кано от столицы было зрелище
ронинов, с важным видом расхаживающих по улице и гордо выставляющих напоказ два
своих меча (запрещение ношения мечей было издано через несколько месяцев после
переселения семьи Кано в Токио).
Кано приняли в СэтацуСедзю-ку, частное учебное заведение, которое возглавлял
ученый Кэйдо Убуката. Уникальность этой школы заключалась в том, что в ней
учились не только отпрыски аристократов и самураев (прежде образование было исключительно
привилегией высших классов). Среди учеников школы были также дети торговцев,
ремесленников и представителей других классов: некоторые из них обучались
борьбе сумо, мастерству актеров театра Кабуки и искусству гейш. Убуката был
высокочтимым каллиграфом и известным ученым, и, помимо усиленной подготовки
своих учеников в классической литературе Японии и Китая, он заставлял их
заполнять кистью до трех блокнотов ежедневно. Вечером после занятий Убуката
часто проводил с учениками личные беседы, во время одной из которых сказал
Кано, что, несмотря на бесценность классического образования, современным
японским студентам необходимо тесно знакомиться и с западной культурой.
Кано воспринял совет Убукаты всем сердцем и, после первого знакомства с
английским языком в академии Сюбэи Мицукури, поступил в 1873 году в Икуэи
Гид-зюку, где все курсы читались на английском или немецком языках иностранными
преподавателями, а учебник математики, например, был на голландском. В
общежитии этой школы способный, высокородный, а временами и сноб, Кано стал
беззащитным объектом жестоких насмешек со стороны ревнивых старшеклассников. В
этой школе юный Кано вскоре стал первым учеников, но не приобрел симпатии
учителей, преподававших физическое воспитание. Товарищи по учебе смотрели на
него сверху вниз, причем буквально, поскольку Кано с рождения был слабым и,
даже по японским меркам, низкорослым. Кано, разумеется, был чрезвычайно
удручен столь печальным положением и именно в этот беспокойный период впервые
услышал о дзю-дзюцу, боевом искусстве, в котором небольшая физическая сила
позволяла противостоять сильным атакам. Кано не удалось заняться дзю-дзюцу
именно в то время, но он все же пытался укрепить свое тело, обратившись к
различным видам спорта, включая появившийся в Японии совсем недавно бейсбол.
В 1874 году Кано поступил в Токийскую школу иностранных языков, где продолжил
изучение английского языка. Его прежние учителя английского были голландцами и
немцами, и он совершенно растерялся, столкнувшись с настоящим британским и
американским произношением. Примечательна та неутомимость, с какой Кано изучал
английский язык в достаточно трудных условиях. В то время редкими были обычные
словари; студенты академии часто довольствовались одним экземпляром учебника на
всех, а перед экзаменом "смена" Кано в очереди на учебник нередко
приходилась на время с часа ночи до пяти утра. Несмотря на эти трудности, Кано
в совершенстве овладел языком и большую часть своей жизни вел дневник на
английском (позже Кано записывал технические детали своего учения будо также на
английском - вероятно, для того чтобы держать их в секрете. Его письменный
английский Бу-дзюцу - боевые искусства как совокупность технических приемов, в
отличии от будо - боевых искусств как систем интегральной физической и духовной
тренировки - совершенно великолепен и считается в Японии одним из лучших
образцов).
Окончив школу языков, Кано поступил в Академию Каисэи, еще одну школу,
поддерживаемую правительством. В 1877 году она стала Токийским университетом, и
Кано удостоился чести стать одним из самых первых выпускников этого лучшего
национального учебного заведения Японии. Кано выбрал своим основным
направлением политические науки, философию и литературу (как оказалось,
любимейшим его предметом стала астрономия). В то время Кано вновь столкнулся с
задирами и буянами, как вне, так и на территории студенческого городка, и
исполнился еще большей решимости приступить к изучению дзю-дзюцу. Однако в тот
исторический период было совсем нелегко найти себе подходящего учителя.
В период Токугавы (1800 - 1868) в любом районе Японии к учителям боевых
искусств относились как к само собой разумеющемуся явлению, а каждый самурай,
будь то мужчина или женщина, проходил интенсивную подготовку в бу-дзюцу. Однако
с момента краха в 1868 году феодальной системы поддержка академий боевых
искусств со стороны государства иссякла, и большинство из них закрылось. Более
того, с переходом страны к западному образу жизни большая часть японцев
потеряла интерес к классическим боевым искусствам. "Времена изменились, и
подобные вещи стали теперь бесполезными", - откровенно предупреждал Кано
не только его отец, но и многие бывшие мастера боевых искусств
Но Кано упорствовал и наконец в 1877 году нашел хорошего учителя, Хатиносукэ
Фукуду (1929 - 1880) из Тэнсин Синъе-рю. В этом Рю, основанном Матаэмоном Исо
(скончался в 1862), занимались относительно новым стилем дзю-дзюцу, и основное
внимание в нем уделялось атэми (поражению анатомически слабых точек) и технике
захвата. Говорят, что Матаэмон освоил многие свои приемы в уличных схватках с
бродягами, терроризировавшими местное население (к концу периода Сегуната закон
и порядок пришли к полному упадку); предположительно, он владел 124 видами
различных ударов кулаком.
Пятидесятилетний Фукуда, зарабатывающий себе на жизнь хиропрактикой, занимался
в небольшом додзе с несколькими постоянными учениками. Фукуда был требователен
в обучении своих немногочисленных учеников, и, как вскоре выяснилось, никто из
них не был столь прилежен в занятиях, как Кано. Кано от всей души предался
занятиям и, даже если рядом никого не было, занимался в одиночестве и выполнял
различные движения с тяжелым железным шестом, который ему преподал Фукуда (судя
по всему, Кано одновременно изучал бо-дзюцу, сражение на палках, в додзе при
Ягю Сингэн-рю). Изодранная в клочья уваги (тренировочная куртка) Кано, хранимая
ныне семьей Кано как одна из реликвий, говорит о том рвении, с каким он
отдавался тренировкам. Его преследовали травмы. Перед занятиями Кано непременно
покрывал тело сильнодействующим, но отвратительно пахнущим бальзамом
собственного приготовления и потому быстро получил среди своих одноклассников
прозвище "Кано благоухающий". Каждый вечер, вернувшись домой, он
показывал старшему брату и сестре то, чему научился в додзе в течение дня.
Во время занятий дотошный Кано докучал Фукуде просьбами о подробнейшем
объяснении каждого приема - точного расположения рук и ног, правильного
"угла вхождения", распределения веса и так далее - но учитель обычно
произносил только: "Подойди", - и вновь отправлял Кано на землю, пока
пытливый ученик не обретал практического понимания приема благодаря опыту
"из первых рук". Главным партнером по упражнениям для Кано был
могучий тяжеловес по имени Фукусима. Он постоянно побеждал Кано в рандори
(соревнования в вольном стиле), и Кано обратился за советом к своему другу,
борцу сумо, надеясь, что приемы этой борьбы дополнят его опыт. Однако сумо не
смогло помочь ему, и Кано отправился в Токийскую библиотеку, желая посмотреть,
что предлагается в книгах по западной борьбе. Там он обнаружил технику, которую
в впоследствии назвал ката-гурума ("мельница"). После долгой
подготовки и планирования этой домашней заготовки, он решился вызвать Фукусиму
на бой. Придя на тренировку раньше обычного, он сел в углу и еще некоторое
время наблюдал за манерой борьбы и передвижениями своего потенциального
соперника. В конце тренировки Кано переоделся и, с уважением поклонившись
Фукусима, просил провести с ним поединок. Тот рассмеялся и охотно согласился.
Имея опыт многочисленных побед, он был уверен в успехе и на этот раз. Кано
встал в двух метрах от соперника и, казалось, не имел никаких намерений
атаковать. Несколько обескураженный и раздосадованный Фукусима сделал шаг
вперед и, одновременно со своим вторым шагом, молниеносно захватил ворот кимоно
хрупкого Кано. Именно этого и ждал подготовивший и предвидевший ситуацию
соперник. Захватив разноименной рукой атаковавшую руку, развернувшись на
четверть оборота к противнику и согнув ноги в коленях, второй рукой он
подтолкнул теряющего равновесие Фукусима. В гробовом молчании присутствующих
тот с грохотом приземлился на всю спину. Удивление зрителей усиливалось тем,
что поверженный соперник, ошеломленный броском, долго не мог подняться.
Эта победа была важна тем, что дала создателю Дзюдо возможность убедиться в
правильности рассуждений о значимости такого раздела техники, как кудзуси
(выведение из равновесия).
В мае 1879 года Кано и Фукусима попали в отборную группу мастеров боевых
искусств, организованную для инсценированной демонстрации бывшему президенту
Соединенных Штатов Гранту во время его визита в Японию. Представление было
принято генералом Грантом и другими американцами весьма благосклонно и широко
освещалось в прессе США. К несчастью, вскоре после этого, в возрасте пятидесяти
двух лет, скончался учитель Кано, Фукуда. Кано пытался самостоятельно проводить
занятия в додзе, но очень скоро понял, что ему самому еще не хватает
подготовки. Кано продолжил свою учебу в Тэнсин Синъе-рю у Масамото Исо (1818
-1881), сына основателя этой школы. В то время Масамото было за шестьдесят, и
он уже не участвовал в рандори, но все еще считался мастером ката, приемов,
проводимых согласно определенной схеме (позже Кано рассказывал своим ученикам,
что ката в исполнении Масамото были "самым прекрасным зрелищем из всех,
что мне приходилось видеть"). Кроме того, тело Масамото было словно
отлитое из чугуна и без ущерба выдерживало прямой удар деревянного меча.
Обучение у Масамото позволило Кано овладеть мастерством выполнения различных
ката и получить значительный опыт рандори - в додзе Масамото занималось
тридцать учеников и Кано ежедневно нужно было провести поединок с каждым из
них. Очень часто его тренировки заканчивались лишь к одиннадцати часам вечера,
и совсем нередко усталость едва позволяла ему доползти до дому. Когда же Кано
добирался домой, он продолжал заново переживать все свои бои во сне и пробивал
ударами рук и ног дыры в бумажных стенах своей комнаты.
По мере того как Кано становился сильнее и рос в своем мастерстве, возрастала
его уверенность в себе. На демонстрации, проводимой в Тоцука-рю при Токийском
университете, Кано стремительно выпрыгнул из толпы зрителей и присоединился к
рандори, поразив при этом непосредственностью своей импровизации как зрителей,
так и самих участников. С другой стороны, Кано обнаружил, что чрезмерная
самоуверенность может быть опасной - в додзе Масамото он провел очередной
бросок слишком небрежно и был буквально пригвожден к полу новичком. Столь явный
сигнал тревоги показал Кано, что нельзя недооценивать противника.
|