Родился 14 мая 1972г. в Махачкале (Дагестан).
В 1991г. окончил художественное училище им. Джемала по специальности
художник-оформитель.
Учился в Институте физкультуры им. Лесгафта в Санкт-Петербурге на кафедре
восточных единоборств.
Занимался вольной борьбой, дзюдо и каратэ.
С 1986г. занимается У-шу.
Работал тренером в Махачкале и Нижневартовске.
В настоящее время - тренер ушу (спортивное таолу, тайцзицюань и багуа).
Мастер спорта России международного класса, 3-хкратный чемпион Европы, 10-тикратный
чемпион России, многократный призер чемпионатов мира по У-шу-таолу:
1991г. - две золотых и одна серебряная медали на Международном турнире
"Крылья Цикады" (Шанхай).
1992г. - две золотых медали на Чемпионате Европы (г. Лондон).
1993г. - три золотых медали, первое место по многоборью на Кубке Европы (г.
Москва).
1993г. - 4-ое место на Чемпионате Мира (Куала Лампур).
1994г. - три золотых медали, первое место по многоборью на Чемпионате Европы
(г. Мюнхен).
1997г. - две золотых медали на Шаолиньском Международном турнире (Чжен Чжоу).
1997г. - 4-ое место на Чемпионате Мира (г. Рим).
1999г. - золотая медаль на Кубок Мира по традиционному У-шу (Тай Чжоу).
1999г. - 4-ое место на Чемпионате Мира (Гон-Конг).
2000г. - золотая и серебряная медали на международном турнире (г. Пекин).
2004г. - три золотых медали на Чемпионате Европы по тайцзи цюань (г.
Санкт-Петербург).
Интервью:
Джамал АЖИГИРЕЙ: "СРАВНИВАТЬ
МЕНЯ С ВЕЛИКИМ Брюсом ЛИ - ЭТО СЛИШКОМ"
В середине 80-х годов прошлого столетия россияне открыли для себя загадочный
мир ушу благодаря фильмам, в которых герой Брюса Ли в одиночку сражался с
целыми толпами врагов. Среди мальчишек, восхищавшихся отважным бойцом, был и Джамал
Ажигирей, которого сегодня многие сравнивают с его кумиром.
- Брюс Ли был настоящим гением, - начал разговор сильнейший ушуист Европы, -
конечно, я во многом старался подражать ему особенно в детстве, но сравнивать
меня с великим... Это слишком.
-Однако между вами действительно много общего: вы, как и Брюс,
практикуете ушу. Так же, как он, имеете учеников. Брюс был чемпионом Гонконга
по ча-ча-ча, вы потрясающе танцуете лезгинку. Брюс очень хорошо рисовал, ваши
работы украшают стены вашей школы. Наконец, вы также снимаетесь в кино...
- Брюс Ли был настоящим мастером традиционного ушу, практиковал тайцзи-цюань
(кулак Великого предела) и вин-чун (вечная весна). В кино он совершил
революцию. Кроме того, Брюс придумал свой собственный стиль джит кун до (путь
опережающего кулака).
-Вы тоже имеете свой почерк, и ваша манера исполнения формальных
комплексов не имеет аналогов...
- Работаю над этим. Прежде всего опираюсь на традиции таких мастеров, как
Ван Пэйшен, Бай Шу Пин и других.
-Прошедший недавно в Швеции чемпионат Европы по традиционному ушу
тайцзи-цюань и другим внутренним стилям завершился сенсационным результатом -
российские спортсмены завоевали 81 медаль. Вы вернулись на ковер после
четырехлетнего перерыва в спортивной карьере и завоевали четыре золотые медали.
Довольны ли вы своим выступлением?
- Вполне. Несмотря на отсутствие соревновательной практики, выступил даже
лучше, чем четыре года назад. Рад, что те вещи, которые искал через таолу
(систематизированный набор движений, тренирующий боевую технику - Прим. Е.Р.),
нашел и применил в поединках.
-Что побудило вас снова вернуться на ковер?
- Решил проверить себя, свои силы, знания. Мне было очень интересно
посмотреть, в каком направлении движется Европа. Понял, что относительно
китайских традиций российское ушу находится на более правильном пути. Бросилась
в глаза разница в судейском подходе. В Китае оценки выставляются за конкретные
ошибки, затем они суммируются и вычитаются из 10 баллов. А в Европе судят,
отталкиваясь от общего впечатления. Мне это кажется неправильным. Так, оценивая
координацию, есть смысл обратить внимание на сложность исполняемого элемента. Я
не смог понять, почему оценивая формальный комплекс Романа Музыки, судьи
ставили ему низкие оценки за боевой дух. А ведь меньше чем за час до этого
Роман выиграл поединки во всех видах туй-шоу!
-А как выступили ваши ученики?
- Признаюсь, даже не ожидал, что 16 завоюют 30 медалей. Только сейчас вся
Европа начала осознавать, что ушу - это реальное боевое искусство, а не балет с
оружием. Людям трудно представить, что едва заметными движениями мастер
традиционного ушу может отшвырнуть одного или нескольких оппонентов на
несколько метров, не причиняя им ощутимого вреда. И российские спортсмены
наглядно это продемонстрировали.
-В чем же отличия спортивного ушу от традиционного?
- Между ними много общего. Ведь нормативные комплексы спортивного ушу были
основаны на базе традиционного. Спортивное ушу прежде всего отличают сложные
прыжки, поэтому оно больше нравится молодежи. В традиционном ушу и, в частности,
тайцзи-цюань нет амплитудных прыжков, им может заниматься любой человек. Как
правило, его предпочитают взрослые люди - этот вид спорта требует несколько
иного уровня осознанности. Только не подумайте, что традиционное ушу - для
инвалидов (смеется). Поединки в туй-шоу требуют большой физической силы
и выносливости. Ведь это колоссальная анаэробная нагрузка. Низкие стойки,
гибкость так же ценятся в традиционном ушу, как и в спортивном.
- Осенью прошлого года вы открыли школу воинских искусств. Как возникла
идея ее создания?
- На самом деле идея появилась очень давно, но первые шаги для ее реализации
мы сделали только после чемпионата Европы-2004 в Питере. Основателями школы
стали мои тренеры - Абдул Кадыр Атаев и Эрик Огай. Просто назвать ее решили
моим именем. Мне всегда хотелось иметь зал, чтобы можно было тренироваться в
своем режиме, без ограничений. И вот год назад появилась возможность создать
свой клуб.
-С чего началось его создание?
- С ремонта. Пригласил дизайнера - хотел сделать все красиво. Вместе
работали над оформлением клуба. Все-таки четыре года в художественном училище
не прошли для меня даром.
-Что же общего между тайцзи и живописью?
- В тайцзи, как и в живописи, очень важно чувство гармонии, композиции.
Творческий подход просто необходим и в организации тренировочного процесса, и в
выборе цвета. Как художник смотрит на картину и сразу понимает, где диссонанс,
так и в ушу - во время выполнения формального комплекса или в поединке с
соперником - сразу видно слабое место. В процессе обучения живописи и тайцзи
приходится делать одинаковую работу - искать то, чего не хватает, сопоставлять,
находить, дополнять.
-Какую практическую пользу имеет тайцзи-цюань?
- Мне не раз говорили, что занятия тайцзи помогли улучшить здоровье: у
кого-то появилось эмоциональная устойчивость, повысился иммунитет, улучшилось
зрение, прошли головные боли, организм стал быстрее восстанавливаться после
тяжелых рабочих будней.
-Что вообще развивает тайцзи?
- Несмотря на название, а тайцзи-цюань переводится как "кулак Великого
предела", оно развивает спокойствие. Появляется чувство умиротворенности,
а также гибкость, ловкость, физическая сила.
-Про тайцзи говорят, что это очень непростой вид восточного единоборства,
который можно сравнить с высшей математикой...
- С одной стороны, тайцзи может заниматься любой человек, с любым уровнем
подготовки. С другой стороны, это очень высококоординационный вид спорта,
требующий концентрации внимания.
-В легкой атлетике, как и во многих других видах спорта, легко
зафиксировать рост результатов. А как определить прогресс в традиционном ушу?
- Прежде всего, по уровню выполнения формального комплекса, где сразу видно,
насколько скоординирован человек, какая у него растяжка, техника исполнения
отдельных элементов. Чемпионские титулы не всегда являются показателем уровня
мастерства. Многие слышали историю о том, как мастер айкидо Уэсиба Морихэй
однажды зашел в зал к своим ученикам с белым поясом, чтобы показать, что он
такой же ученик, как и все.
-Недавно я стала свидетелем такой сцены: на чемпионат Европы в Швецию
российская команда ехала через Ригу и на одной из станций пограничник,
проверявший ваши документы, вдруг замер, а потом также неожиданно воскликнул:
"Я вас узнал, вы снимались в "Ударе лотоса"! Можно с вами
поздороваться?" А вообще вас часто узнают на улице?
- Раньше, когда ездил в общественном транспорте, это случалось часто. Сейчас
же в основном перемещаюсь в автомобиле.
-Накануне чемпионата Европы вы вместе с дзюдоистом Дмитрием Носовым и
другими известными спортсменами участвовали в съемках фильма "Путь".
Какая у вас роль?
- Я играю учителя Чен, которому уже, наверное, лет 100. Это совершенно новый
для меня опыт. Так получалось, что раньше все мои герои были моими ровесниками.
Теперь же пришлось поработать и над речью, и над походкой. Особенно тяжело было
соответствовать роли в драках: я по привычке резвился, как ребенок. К счастью,
у меня было целых два мастер-класса по актерскому искусству. Мне объяснили
основные моменты, подсказали, как лучше работать с образом.
-А как вы впервые попали на съемочную площадку?
- Это был 1998 год. Я тогда работал в Нижневартовске под руководством Игоря
Кремера, возглавлявшего местную федерацию ушу, он-то и предложил мне от лица
президента Российской федерации ушу Глеба Николаевича Музрукова поучаствовать в
съемках. Предложение оказалось для меня настолько неожиданным, что я не сразу
поверил. Первый съемочный день прошел на Лысой горе: снимали фильм
"Монах". Музруков требовал, чтобы в поединках мы демонстрировали
именно технику ушу, а не уличного мордобоя. Было очень интересно.
-Насколько тяжело вам бывает входить в роль?
- Если надо драться - легко. Что касается остального, то просто стараешься
расслабиться, прислушаться к себе и понять, где фальшивишь, а где получается
нормально. Всегда полагаюсь на интуицию.
-Трюки в фильме "Удар Лотоса-3: загадка сфинкса"- это
режиссерский замысел или вы ставили их сами?
- Обычно все делаю сам, без дублеров. Но без помощи каскадеров Александра
Соловьева, Александра Балбушевича и Юрия Сысоева вряд ли у меня получилось бы
так хорошо. Все трюки были придуманы прямо на съемочной площадке в день съемок
или накануне, не было возможности даже отрепетировать.
-Насколько ваши киногерои похожи на вас настоящего?
- (Смеется) Похожи... Но это из-за отсутствия высокого актерского
мастерства. Приходится играть самого себя. Хотя я и сам себя до конца не знаю.
Есть такая восточная мудрость: узнай себя - узнаешь весь мир.
-В том же "Ударе Лотоса-3" вы прыгаете на скутер с яхты. Долго
репетировали?
- Этот элемент пришлось исполнять сразу без подготовки, так как костюм был
один. В детстве мне не раз приходилось прыгать в воду с 5-метровой сваи. Тогда
я чувствовал себя героем! Так что страшно не было. Хотя я не каскадер, поэтому
не делаю ничего запредельного. В отличие, например, от Сысоева, который в этом
фильме прыгает с 15-метровой высоты.
-Понятно, что при вашем образе жизни свободного времени почти не бывает,
и все-таки, чем занимаетесь, когда появляется возможность отдохнуть?
- Стреляю из лука, смотрю кино. Перед чемпионатом Европы с большим
удовольствием просмотрел "Танцующий с волками" с Кевином Костнером.
-Что для вас счастье?
- Это мир и покой.
-В чем же тогда заключается смысл жизни?
- Жить и чувствовать этот процесс.
|