Когда малыш взрослеет – меняется его
ритм жизни, он начинает осваивать новые навыки. Меняются и упражнения, которые
входят в его гимнастический комплекс. Сначала немного о том, что его теперь отличает…
Когда малышу исполняется 3 месяца,
он ведет более активный образ жизни. Т.к. в этом возрасте он бодрствует на
несколько часов больше, для занятий надо выбрать время, когда у малыша хорошее
настроение. В 3,5 месяца малыш уверенно держит головку, способен поднимать
грудь и опираться на руки. В этом возрасте его надо как можно чаще выкладывать
на живот. Эта процедура способствует укреплению различных мышц, в том числе и
мышц шеи.
В 4 месяца малыш уже может держаться на вытянутых руках, опираясь ладонными на
кровать. Чтобы у ребенка развивались связочный аппарат суставов кисти и мышцы
ладоней – надо учить ребенка хлопать в ладоши (игра в «ладушки») и ударять ими
по какому-нибудь ровному предмету (для этой цели может подойти яркий
эмалированный контейнер с пластиковой крышкой из набора, который, по-моему,
можно купить на любом рынке; он очень легко привлечет внимание малыша своим
цветом).
В 4 месяца малыш начинает «разговаривать». В моменты, когда ему что-то
нравиться, он начинает лепетать на «своем» языке и улыбаться; кроме того, он
активно двигает и руками и ногами – это одно из самых полезных для него
упражнений – укрепляются мышцы и суставы ребенка. Чтобы «подтолкнуть» малыша к
таким движениям можно привязать ему к ножкам (к каждой отдельно и не туго)
колокольчик или маленькую погремушку-шарик и когда малыш подергает ножкой, то
услышит звук колокольчика или погремушки и ему непременно станет любопытно
«почему так получается?» и он подергает ножками ещё. А чтобы шевелились
маленькие ручки – на них можно привязать красивые цветные ленточки и малыш
начнет их разглядывать, шевеля при этом ручками.
В возрасте 4 месяцев у ребенка проявляется интерес к различным игрушкам. Он все
чаще берет их в руки и старается удержать. Рекомендуется в это время давать ребенку
погремушки с удлиненной круглой ручкой, чтобы ребенок во время игры отставлял
большой палец. Обычно в этом возрасте дети всё «пробуют на зуб», затаскивая в
рот, и их любимыми игрушками становятся те, которые можно «погрызть и пожевать»
- у которых уши, хвостики и ножки для этого подходят. Резиновые игрушки (а
малыши любят грызть именно их!) в этот период должны быть такого размера, чтоб
ребенок ни при каких обстоятельствах не мог засунуть в рот, т.е. более 8-10 см
в диаметре. Постоянно проверяйте игрушки на «степень погрызанности», особенно
когда начнут давать о себе знать зубки, иначе малыш может случайно отгрызть
«кусочек», а последствия, как сами понимаете, могут быть не самыми лучшими.
В 3 месячном возрасте, у детей, как правило, исчезает гипертонус
мышц-сгибателей рук, а к 4 месяцам – мышц-сгибателей ног (отсюда и многие
разговоры о том, что гипертензионный синдром при неврологической симптоматике у
ребенка проходит сам по себе и лечить его не надо; не стоит путать причину со
следствием (!) – гипертонус может и пройти, а вот неврология – останется). В
этом возрасте можно начать различные пассивные упражнения, укрепляющие
мышцы-сгибатели рук и ног. В первое время – они достаточно простые и легкие, но
постепенно должны становиться все более и более сложными.
Основным методом проведения пассивных упражнений является вибрация или
встряхивание. В комплекс процедур можно ввести массажный элемент – растирание,
основанное на массировании поверхности тела подушечками согнутых пальцев.
Начинать и заканчивать процедуру массажа следует поглаживанием, поскольку этот
прием способствует успокоению нервной системы ребенка и расслаблению его мышц.
Постепенно приемы массажа должны становиться более активными и интенсивными. В
этом возрасте вводятся упражнения, выполнение которых связано с использованием
гимнастических снарядов. Одним из таких снарядов должен стать ярко раскрашенный
надувной мяч (диаметр мяча от 55 до 75 см – в зависимости от возраста и роста
ребенка). Лучше если мяч будет с сегментами разного цвета, полосками,
разноцветными геометрическими фигурами и т.п. и достаточно прочным, чтобы
выдержать вес ребенка. Этот мяч будет очень хорошим «маминым помощником» -
позже с опорой на этот мяч ребенок может учиться стоять, а когда будет учиться
ходить – «опираясь» на мяч и катя его ручками вперед можно и передвигаться.
Вот такого «волшебного друга малыша» Вам надо выбрать.
Нужно следить за гигиеной малыша и как можно чаще проводить водные процедуры
(теплые ванны). Если Вы не научили плавать ребенка ранее, то в этом возрасте
следует учить его плавать, потому что плавание не только благотворно влияет на
суставы и мышцы, но и укрепляет весь организм в целом.
Длительность занятий с детьми 3-4 месячного возраста надо постепенно
увеличивать. Если до 3-х месяцев процедура составляла 15 минут, то в возрасте
3,5-4 месяцев их можно довести до 20-25 минут. Увеличение продолжительности
занятий следует проводить в том случае, если ребенок здоров и у него
отсутствует отрицательная реакция на занятия гимнастикой. В противном случае
следует проконсультироваться у специалиста. Если какое-то упражнение вызывает
отрицательные эмоции у ребенка – его нужно исключить.
Массаж
ног
И.п. - лежа на спине. Ноги направлены к массажисту.
Данная процедура выполняется методами поглаживания и кольцевого растирания. Её
следует выполнять легким поглаживанием по направлению от стопы к бедру (не
более 4 движений). После этого перейти к кольцевому растиранию ног.
Кольцевое растирание ног.
Для того чтобы правильно выполнить данную процедуру, следует большим и
указательным пальцами охватить ногу ребенка так, чтобы левая рука располагалась
выше правой. Затем нужно начать делать круговые движения руками по наружной
стороне голени и в 3 оборота достигнуть колена. Колено растирать строго
воспрещается! После этого нужно перейти к растиранию мышц бедра. Данную
процедуру повторить 6 раз. В процессе проведении процедуры кожа должна
слегка(!!!) покраснеть.
Вся процедура заканчивается поглаживающими движениями.
Скользящие шаги (с вибрацией).
И.п. - лежа на спине. Это упражнение благотворно влияет на развитие и
укрепление мышц и суставов ног ребенка. Во время процедуры следует избегать
резких движений, чтобы ребенок не получил травму.
Для выполнения следует взять в руки голень ребенка так, чтобы большой палец
руки массажиста находился на внешней стороне голени, а остальные пальцы – на
внутренней. Обе ноги следует взять одновременно. Ноги у ребенка должны быть
согнуты в коленях и стопы должны стоять на столе.
Основным приемом выполнением данного упражнения является встряхивание. Для
этого нужно выпрямить левую ногу ребенка и слегка ее встряхнуть. Затем согнуть
снова. При этом необходимо следить, чтобы пятка плавно скользила по столу, не
отрываясь от поверхности. Такую же процедуру следует провести и с правой ногой.
Данное упражнение следует повторить 4 раза каждой ногой.
Если у ребенка в возрасте 3-4 месяцев не исчез гипертонус мышц сгибателей, это
упражнение нужно отменить или заменить его на рефлекторное упражнение «ходьба»
(см. предыдущую часть)
Источник: http://mamaandmalish.narod.ru |