Пятница, 17 Мая 2024, 19:15
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Искусство Боя
Вход
Меню сайта
Темы раздела
История, задачи и цели, проблематика психологии [14] Психология личностных особенностей в спорте [9]
Психологические черты спортсменов [7] Психологическая тренировка и подготовка [7]
Система эмоционально-волевой подготовки (ЭВП) спортсменов [11]
Поиск по сайту
Время
Облако тегов
Полезный Софт

Поделись ссылкой
Музыка Ветра
Наш опрос
Занимаетесь ли вы каким-либо спортом?
Всего ответов: 107
Возраст сайта
Наш аквариум
Добавь в закладки
Баннеры-друзья
Русский ОШО портал Бесплатные Флэш-часики и Календарики
Статистика
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Мудрый афоризм
Главная » Статьи » Философия и психология боя » Психологические черты спортсменов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА СПОРТСМЕНА - часть 3

Психология спорта сравнительно молодое направление. Одной из задач данного направления является изучение психологического портрета личности спортсмена. Исследования по этой теме проводятся в направлении составления профилей личности спортсмена обычного уровня и спортсмена высокого класса. К настоящему моменту нет точного описания таких профилей, но психологическая диагностика спортсменов дает свои плюсы тренеру. Психологическая диагностика проводится используя: 16-ти факторный тест Кэттелла, тесты Роршаха, тест «дом-дерево-человек», шкала Эдвардса, тест MMPI.

Анализ психологических тестов спортсменов поможет тренеру в эффективной работе спортсмена как индивидуально, так и в команде.

Используя полученную информацию, поведение спортсмена во время тренировок и соревнований будет более прогнозируемо, что поможет тренеру структурировать тренировочный и соревновательный процесс специально для данного спортсмена.

Знание различий психологических черт личности спортсменов в команде может наладить их межличностное отношение и снизить нежелательные взаимодействия.

Будет полезным, сообщить спортсмену результаты, объяснить ему значение полученных показателей, научить его более грамотно понимать себя. Такие действия способствуют эмоциональной устойчивости, адаптации работы во время тренировочного процесса к соревнованиям, и как следствие повышению результатов на соревнованиях.

Таким образом, результаты диагностики помогают спортсмену адаптироваться к спортивной деятельности, учитывая его особенности. Например, нуждается ли спортсмен в особом внимании для эмоциональной адаптации на данный момент времени или возможно ему требуется поддержка на более длительный срок, в связи с этим откорректировать тренировочную и соревновательную деятельности.

Итак, на что следует обращать внимание тренеру и спортсмену в первую очередь, анализируя результаты психологического тестирования?

К чертам личности, имеющих важнейшее значения для спортсмена высокого класса, относят: высокий уровень агрессивности, высокий уровень мотивации достижения, экстраверсия и твердость характера. Кроме того, выделяют: тревожность, уверенность в себе, терпимость к боли, авторитарность, самоконтроль или эмоциональная устойчивость, спортивная внешность и интеллектуальный уровень.

Естественно, является бесполезным тренеру отсевать какого-то спортсмена. Так же менее полезным будут являться тренировки на определенную задачу, при этом ориентируясь исключительно на данные психологической диагностики личности. Более продуктивно будет работа, ориентированная на использование полученных результатов и использование обычного процесса спортивной деятельности.

Агрессивность

В спорте агрессивность является важной составляющей залога успеха. Согласно исследованиям, спортсмена от неспортсмена отличает высокий уровень агрессивности. Спортсмен должен уметь проявлять агрессивность в рамках правил спортивной деятельности. Таким образом, управление своей агрессией является значимой задачей. Уровень агрессивности изменчив на протяжении спортивной деятельности, даже так, он меняется до спорта, во время занятий спортом и после спорта.

Используя данные психологической диагностики, тренер может понять уровень агрессивности спортсмена и быть готовым к проявлениям агрессивности со строны спортсмена в разных моментах спортивной деятельности. Стоит отметить, что визуальное понимание уровня агрессивности не всегда совпадает с данными тестов. Такая нестыковка связана, в первую очередь, с индивидуальной историей жизни спортсмена. Не стоит забывать, что психологическая диагностика дает поверхностное понимание агрессивности у спортсмена, поэтому тренеру следует общаться со спортсменом, чтобы составить более точную картину о том, как поощрялась агрессивность в семье спортсмена, т.к. от этого будет зависеть реакция спортсмена на поощрение агрессии тренером. В связи с полученными данными тренер может корректировать уровень агрессивности, привлекая к общению психолога. Если выясняется, что агрессивность родителями не поощрялась или сам спортсмен по каким-то мотивам не проявляет требуемой агрессивности во время соревнований, а чувствует вину, что тормозит его развитие в спортивной деятельности. В таком случае тренеру следует обсудить со спортсменом, какие мотивы не позволяют выступать на должном уровне. Ошибкой тренера будет, если он проявит агрессию на своего подопечного.

Тренер обучает спортсмена умению контролировать свой уровень агрессивности во время спортивной деятельности с помощью конструктивного поощрения/наказания агрессивного поведения. Тренер может поблагодарить за проявленную агрессивность во время соревнований, потому что она помогла выйти спортсмену на новый уровень, например, спортсмен выиграл свой первый бой с помощью нокаута, т.к. во время боя проявил чрезмерную агрессивность, но в рамках правил. Но тренер может выразить недовольство проявленной агрессией, если спортсмен действовал вне рамках правил. В обоих случаях тренер проводит разъяснительную беседу со спортсменом.

Нередко, агрессия спортсменом направляется на объект, который не имеет отношения к агрессивности. В таком случае, следует выяснить на кого или на что именно направлена агрессивная энергия спортсмена и выразить агрессию по адресу. Такие действия помогут избежать в дальнейшем острого конфликта с адресатом, тем самым помогут совершенствоваться спортсмену, а не замереть на одном месте.

По завершению карьеры тренер должен будет подготовить спортсмена к другой жизни, в соответствии с этим, тренеру необходимо будет рассказать, куда можно направить чрезмерную агрессию, если спортсмену во время занятий спортом требовался высокий уровень агрессивности. В некоторых случаях, полезно привлечь психолога.

Строгая зависимость между видами спорта и спортсменом не обнаружена. Некоторые спортсмены с заведомо низкой агрессивностью могут идти в те виды спорта, где требуется чрезмерный уровень агрессии, потому что желают быть более агрессивными. Так же может и наоборот, спортсмены с высоким уровнем агрессии могут идти в те виды спорта, где требуется низкий уровень.

Спортсменов высокого класса выделяет грамотное умение пользоваться своей агрессивностью, т.е. в каких-то ситуациях они могут показать низкий уровень агрессии, а в каких-то — высокий. При этом спортсмен сохраняет хорошие отношения с тренером, с соперниками и коллегами по команде, не смотря на вспышки чрезмерной агрессии или на возникающие конфликтные ситуации.

Таким образом, профессионального спортсмена высокого класса характеризует умение управлять своей агрессивностью, которое входит в задачи тренера.



Источник: http://spurtup.com
Категория: Психологические черты спортсменов | Добавил: Катарина_Ли (17 Января 2011) | Автор: Катарина_Ли
Просмотров: 3914 | Теги: психология в спорте | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024