Спортсмен ленится, т.е. теряет мотивацию и стимул к тренировкам.
Причиной этому могут быть однообразие тренировок, неудовлетворенность
результатами, болезнь, желание проводить день не по столь жесткому
графику и т.п. С точки зрения психологии, появление лени
у спортсмена говорит о том, что нет достаточного признания им
важности того, что он делает. Спортсмен понимает, для чего он
выполняет то или иное действие, но каждый раз в голове
возникает мысль, - а может данное действие не стоит того,
а может все-таки стоит. Например, фехтовальщик на тренировке
оттачивает мастерство прямой атаки из 6-ой позиции на мишени. Он
понимает, что такая тренировка помогает быстроте реакции в поединке.
В то же время, он сомневается в полезности, потому
как считает, что уже выучил данное действие до автоматизма
и больше никогда не забудет. В итоге, ему лень повторять данную
атаку, возможно, даже однократно. В такой ситуации тренер может заставить
спортсмена выполнять упражнение, как говорится, через силу. Тогда
спортсмен может потерять удовольствие к тренировкам или, вообще,
к профессиональному спорту (жесткий случай, но возможный).
Как известно, удовольствие — очень значимый фактор
для достижения прогресса в спортивной деятельности, да и не только
в ней.
Итак, спортсмен жалуется на лень. Как ему помочь преодолеть ее?
В спортивной психологии, в такой ситуации, основной упор делается
на осознание спортсменом своих актуальных потребностей в данный
момент времени. Помощью в определении таких потребностей служит
определение системы ценностей спортсмена, мотивации в текущей деятельности
и связи текущей деятельности, включая мотивацию, с потребностями
спортсмена. Самое распространенное упражнение на выявление актуальных
потребностей это написать на листке в два столбика список причин
сомнений, в первый заносятся «почему это стоит делать»,
во второй — «почему этого не стоит делать». Записать требуется
как можно больше причин, желательно, все что приходит в голову.
С помощью такого упражнения, можно мысли «мне надо,
а я не хочу» перевести в более грамотные
«я не хочу, мне и не надо" и " мне надо,
а я этого и хочу». В примере с фехтовальщиком,
противоречие выглядит как «мне надо отработать атаку,
а я не хочу». Благодаря упражнению противоречие, как один
из множества вариантов, может преобразоваться в «я не хочу
отрабатывать атаку, мне и не надо, потому что сейчас я ей
владею на достаточном уровне» и «мне надо отработать защиту,
а я как раз этого и хочу, потому что на данный
момент времени она у меня слабая». Таким образом, фехтовальщик определил
свою актуальную потребность на данный момент времени — это отработка
защиты — и он знает, что может вернуться к отработке атаки
из 6-ой позиции, когда почувствует в этом необходимость.
Как именно происходит процесс преобразования противоречия? Этот вопрос
более сложный. Данный процесс строго индивидуален и зависит от умения
осознавать и анализировать. Профессиональные спортсмены прибегают
к помощи спортивных психологов, которые помогают обращать внимание
на причины, которые до выполнения упражнения спортсмен
не замечал, и концентрироваться на причинах «почему это стоит
делать».
Еще один вариант решения проблемы лени в спорте — это осознание
спортсменом, зачем он сейчас ленится, какие выгоды он имеет,
а что отдает и теряет. Затем спортсмен сам принимает решение
о том, хочет ли он менять ситуацию или не хочет. Если
выбирается второй вариант, то акцент делается на плюсах
от ситуации. Таким образом, спортсмен преодолевает сомнение в том,
что он что-то не то делает. Если выбирается первый вариант,
разбираются минусы и плюсы иной ситуации. В этом случае акцентируется
внимание на минусах, чтобы спортсмен смог осознать, что для него
значимо сейчас — минусы иной ситуации или плюсы лени. В нашем
примере фехтовальщик от лени, как вариант, получат возможность заняться
чем-нибудь другим кроме тренировки, отдает возможность тренеру позаниматься
с другим спортсменом, теряет возможность найти свой стиль исполнения
атаки.
Дальнейшие действия нашего фехтовальщика не предсказуемы, потому
как вся психологическая работа с ленью направлена
на самостоятельный осознанный выбор своей индивидуальной жизни, потому
как осознание своей актуальной потребности - это и есть выбор
того, чем хочется заняться в данный момент времени собственной
жизни. Стоит заметить, что фехтовальщик имеет право выбрать любой
вариант и выбор будет полезным, если при этом он перестанет
сомневаться в своих действиях.
Источник: http://spurtup.com |