Вторник, 21 Мая 2024, 07:37
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Искусство Боя
Вход
Меню сайта
Темы раздела
История, задачи и цели, проблематика психологии [14] Психология личностных особенностей в спорте [9]
Психологические черты спортсменов [7] Психологическая тренировка и подготовка [7]
Система эмоционально-волевой подготовки (ЭВП) спортсменов [11]
Поиск по сайту
Время
Облако тегов
Полезный Софт

Поделись ссылкой
Музыка Ветра
Наш опрос
Занимаетесь ли вы каким-либо спортом?
Всего ответов: 107
Возраст сайта
Наш аквариум
Добавь в закладки
Баннеры-друзья
Русский ОШО портал Бесплатные Флэш-часики и Календарики
Статистика
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Мудрый афоризм
Главная » Статьи » Философия и психология боя » Психологические черты спортсменов

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЛЕНИ В СПОРТЕ

Спортсмен ленится, т.е. теряет мотивацию и стимул к тренировкам. Причиной этому могут быть однообразие тренировок, неудовлетворенность результатами, болезнь, желание проводить день не по столь жесткому графику и т.п. С точки зрения психологии, появление лени у спортсмена говорит о том, что нет достаточного признания им важности того, что он делает. Спортсмен понимает, для чего он выполняет то или иное действие, но каждый раз в голове возникает мысль, - а может данное действие не стоит того, а может все-таки стоит. Например, фехтовальщик на тренировке оттачивает мастерство прямой атаки из 6-ой позиции на мишени. Он понимает, что такая тренировка помогает быстроте реакции в поединке. В то же время, он сомневается в полезности, потому как считает, что уже выучил данное действие до автоматизма и больше никогда не забудет. В итоге, ему лень повторять данную атаку, возможно, даже однократно. В такой ситуации тренер может заставить спортсмена выполнять упражнение, как говорится, через силу. Тогда спортсмен может потерять удовольствие к тренировкам или, вообще, к профессиональному спорту (жесткий случай, но возможный). Как известно, удовольствие — очень значимый фактор для достижения прогресса в спортивной деятельности, да и не только в ней.

Итак, спортсмен жалуется на лень. Как ему помочь преодолеть ее? В спортивной психологии, в такой ситуации, основной упор делается на осознание спортсменом своих актуальных потребностей в данный момент времени. Помощью в определении таких потребностей служит определение системы ценностей спортсмена, мотивации в текущей деятельности и связи текущей деятельности, включая мотивацию, с потребностями спортсмена. Самое распространенное упражнение на выявление актуальных потребностей это написать на листке в два столбика список причин сомнений, в первый заносятся «почему это стоит делать», во второй — «почему этого не стоит делать». Записать требуется как можно больше причин, желательно, все что приходит в голову. С помощью такого упражнения, можно мысли «мне надо, а я не хочу» перевести в более грамотные «я не хочу, мне и не надо" и " мне надо, а я этого и хочу». В примере с фехтовальщиком, противоречие выглядит как «мне надо отработать атаку, а я не хочу». Благодаря упражнению противоречие, как один из множества вариантов, может преобразоваться в «я не хочу отрабатывать атаку, мне и не надо, потому что сейчас я ей владею на достаточном уровне» и «мне надо отработать защиту, а я как раз этого и хочу, потому что на данный момент времени она у меня слабая». Таким образом, фехтовальщик определил свою актуальную потребность на данный момент времени — это отработка защиты — и он знает, что может вернуться к отработке атаки из 6-ой позиции, когда почувствует в этом необходимость. Как именно происходит процесс преобразования противоречия? Этот вопрос более сложный. Данный процесс строго индивидуален и зависит от умения осознавать и анализировать. Профессиональные спортсмены прибегают к помощи спортивных психологов, которые помогают обращать внимание на причины, которые до выполнения упражнения спортсмен не замечал, и концентрироваться на причинах «почему это стоит делать».

Еще один вариант решения проблемы лени в спорте — это осознание спортсменом, зачем он сейчас ленится, какие выгоды он имеет, а что отдает и теряет. Затем спортсмен сам принимает решение о том, хочет ли он менять ситуацию или не хочет. Если выбирается второй вариант, то акцент делается на плюсах от ситуации. Таким образом, спортсмен преодолевает сомнение в том, что он что-то не то делает. Если выбирается первый вариант, разбираются минусы и плюсы иной ситуации. В этом случае акцентируется внимание на минусах, чтобы спортсмен смог осознать, что для него значимо сейчас — минусы иной ситуации или плюсы лени. В нашем примере фехтовальщик от лени, как вариант, получат возможность заняться чем-нибудь другим кроме тренировки, отдает возможность тренеру позаниматься с другим спортсменом, теряет возможность найти свой стиль исполнения атаки.

Дальнейшие действия нашего фехтовальщика не предсказуемы, потому как вся психологическая работа с ленью направлена на самостоятельный осознанный выбор своей индивидуальной жизни, потому как осознание своей актуальной потребности - это и есть выбор того, чем хочется заняться в данный момент времени собственной жизни. Стоит заметить, что фехтовальщик имеет право выбрать любой вариант и выбор будет полезным, если при этом он перестанет сомневаться в своих действиях.



Источник: http://spurtup.com
Категория: Психологические черты спортсменов | Добавил: Катарина_Ли (17 Января 2011) | Автор: Катарина_Ли
Просмотров: 887 | Теги: психология в спорте | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024