Структура педагогического общения
делится на три стадии:
- коммуникативная - передача информации;
- установление сотрудничества между спортсменами. Общение
поддерживается объективной зависимостью его участников, их
взаимозависимостью;
- перцептивное восприятие человека человеком. Оно
определяется социальными эталонами, в которых воспитывается ученик. На
занятиях тренеру нельзя скопом предъявлять претензии спортсменам. Надо
оценивать их деятельность, а не личностные качества.
С точки зрения гуманистической
психологии педагогическое общение рассматривается как система взаимоактивных
отношений между тренером и спортсменом.
Обучение эффективно только тогда,
когда оно строится с учетом внутренних законов психологии (целей, потребностей,
интересов, смысла деятельности, эмоциональных состояний спортсменов).
Нельзя губить эмоциональную
активность. Нельзя лишать спортсмена эмоций. Надо всегда давать возможность
высказаться, проявить себя.
Инновационная педагогика - это такое
обучение и такое использование средств, которые позволяют выполнять
поставленные задачи гуманным путем. Личность проявляется в деятельности.
Спортсмен никогда не должен чувствовать себя только объектом воспитания.
Обучение должно сводиться к созданию
УСЛОВИЙ, а все остальное сделает сам спортсмен.
Спортивная команда - это группа
людей, объединенных общей целью, совместной деятельностью, имеющая собственную
организацию и управление. Что нужно, чтобы она заработала и зажила как команда
и содружество личностей?
Как минимум следующее:
- тренеру надо поставить цель;
- надо раскрыть команде эту цель так, чтобы все
спортсмены понимали ее одинаково;
- создать условия для совместной деятельности
тренирующихся. Надо стараться, чтобы спортсмены на тренировках, выполняя
совместную работу, сотрудничали, а не соперничали друг с другом.
Как известно, перед тренером стоят
сложные задачи, связанные с тренировочным и соревновательным периодами. К чему
здесь надо стремиться?
Прежде всего:
- самосовершенствование и саморазвитие занимающихся не
только в межличностных отношениях, но и в деловых;
- распространение деятельности спортсменов на время после
тренировок;
- постоянное укрепление деловых отношений в команде.
Устранение серьезных и пустяковых
проблем в команде зависит от того, известны ли тренеру подходящие алгоритмы их
решений. Если да - значит половина дела уже сделана.
Источник: http://psylist.net |