К спортивному психологу
предъявляются высокие профессиональные требования в области практической
психологии. Его работа состоит в психологическом обеспечении подготовки
спортсмена и спортивной деятельности.
Эта работа включает в себя:
- Психодиагностику;
- Психолого-педагогические и психогигиенические
рекомендации;
- Психологическую подготовку;
- Ситуативное управление состоянием и поведением
спортсмена.
Психодиагностика в спорте – это
использование методов психологии для оценки тех психических процессов, состояний
и качеств спортсменов, от которых зависит успех спортивной деятельности.
Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и
его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности, в частности:
- особенности проявления и развития психических
процессов;
- психические состояния (актуальные и доминирующие);
- свойства личности;
- социально-психологические особенности деятельности.
Психодиагностика осуществляется с
целью спортивного отбора, в тренировочном процессе и во время соревнований.
Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать
психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, спланировать и
более эффективно осуществить систему воздействия на спортсмена.
Как отмечает Г.Д. Горбунов, в ходе
психодиагностики оказывается воздействие на спортсмена. Это необходимо
учитывать и использовать.
Что сообщить спортсмену из
полученных данных, когда и в какой форме? Нельзя забывать, что неправильно или
плохо организованная психодиагностика может оказывать негативное влияние на
изучаемого. Нередко только выделение спортсмена из группы для какого-то
тестирования может невольно вызывать ненужный ход мыслей и изменение его
состояний. Тем более рекомендации должны базироваться на знаниях условий
деятельности, общих закономерностях проявления психики в этих условиях и
индивидуально-психологических особенностях спортсменов.
Психолого-педагогические и
психогигиенические рекомендации могут быть адресованы тренеру, спортсмену,
руководителям, массажисту, врачу, семье, товарищам – всем тем, кто вступает в
контакт со спортсменом и своими словами и действиями может влиять на его
психическое состояние. Психолого-педагогические и психогигиенические
рекомендации могут относиться к отбору учеников для занятия определенным видом
спорта, определенному тренировочному занятию или циклу, соревнованиям или
определенному соревнованию и спортивному режиму.
Выделяют психологическую подготовку
тренера и спортсмена.
В свою очередь, в психологической
подготовке спортсмена различают четыре ее вида:
- психологическая подготовка к продолжительному
нагрузочному тренировочному процессу;
- общая психологическая подготовка к соревнованиям;
- специальная психологическая подготовка к конкретному
соревнованию;
- коррекция психических состояний на заключительном этапе
подготовки к ответственным соревнованиям.
Ситуативное управление состоянием и
поведением спортсмена осуществляется в тех случаях, когда обнаружены недостатки
в психологической подготовке и требуется срочное влияние на психическое
состояние спортсмена. Управление может осуществляться за день до соревнований
или в день соревнований, непосредственно перед стартом (секундирование), в
перерывах между соревновательными упражнениями (а иногда и в ходе их выполнения),
а также после соревнований. Аналогично в тренировке: перед занятием, при
выполнении отдельных упражнений, после занятия либо в определенном
тренировочном цикле.
Само по себе понятие
«психологическое обеспечение» предусматривает широкий круг научно-исследовательских,
научно-практических и организационных вопросов, где переплетаются задачи
психологии, педагогики и смежных дисциплин.
По мнению Г.Д. Горбунова, психолог в
спорте должен быть не только специалистом по диагностике, но и
педагогом-психологом. Современные понятия о профессионализме психолога требуют
от него не только глубины теоретических знаний и владения методами изучения
человека, но и умения тактично и своевременно выдавать спортсмену, тренеру
эффективно воздействующую, полезную информацию. Для этого психолог-практик
обязан владеть методами воздействия так же качественно, как он владеет методами
исследования. Спорту нужен психолог, который может, длительно находясь на
учебно-тренировочных сборах, сжиться со спортсменами, организовать коллектив и
настроение в нем. Он должен воспитывать значимые для спорта свойства личности,
создавать нужные психические состояния, снимать последствия монотонии;
проводить сеансы гипноза, внушенного отдыха, гетеротренинга, группового
психотренинга. Он может обучать спортсменов приемам саморегуляции; ненавязчиво
проводить со спортсменами беседы о тренировках и соревнованиях (а также об
учебе, работе, любви, музыке, кино, театре, книгах и т.д.). Он должен быть
способен улаживать конфликты, секундировать в соревнованиях, организовывать
отдых спортсменов, создавать и поддерживать традиции коллектива и делать массу
других, казалось бы, странных для психолога дел, но вполне естественных для
педагога и любого другого человека, который хочет помочь спортсмену в его трудной
спортивной жизни.
Заинтересованные психологи дополняют
базовое образование годами самостоятельной работы и самообразования, осваивают,
апробируют и совершенствуют методы воздействия в своей практической
деятельности. Если психолог не переходит от методов исследования к методам
воздействия, он вряд ли получит лестную оценку от спортсмена и тренера.
Главный критерий деятельности
практического психолога спорта – быть полезным спортсмену и тренеру, своим
непосредственным участием способствовать росту спортивных результатов и
совершенствованию личности спортсмена. Эта полезность и продуктивность
деятельности психолога спорта определяется системой отдельных звеньев его
профессиональной подготовки:
- базовым теоретическим, психолого-педагогическим
образованием;
- овладением методами психологического исследования и
грамотной интерпретацией получаемых данных;
- овладением методами психолого-педагогического
воздействия.
Практическая психология спорта, по
мнению Г.Д. Горбунова, вполне может быть названа спортивно-педагогической
психологией или спортивно-психологической педагогикой, но лучше всего для
восприятия и точнее по сути – психопедагогикой спорта. В ее основе лежит
психология изучения и воздействия, а главная ее задача – психологическое
обеспечение подготовки спортсмена.
Источник: http://psylist.net |