Вторник, 21 Мая 2024, 09:33
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Искусство Боя
Вход
Меню сайта
Темы раздела
История, задачи и цели, проблематика психологии [14] Психология личностных особенностей в спорте [9]
Психологические черты спортсменов [7] Психологическая тренировка и подготовка [7]
Система эмоционально-волевой подготовки (ЭВП) спортсменов [11]
Поиск по сайту
Время
Облако тегов
Полезный Софт

Поделись ссылкой
Музыка Ветра
Наш опрос
Занимаетесь ли вы каким-либо спортом?
Всего ответов: 107
Возраст сайта
Наш аквариум
Добавь в закладки
Баннеры-друзья
Русский ОШО портал Бесплатные Флэш-часики и Календарики
Статистика
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Мудрый афоризм
Главная » Статьи » Философия и психология боя » История, задачи и цели, проблематика психологии

ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА - часть 2

Методы психологического исследования в спорте

В психологии физического воспитания и спорта используются методы, общие для всех разновидностей психологической науки. Но они нередко модифицируются применительно к специфике условий изучения деятельности личности в физическом воспитании и различных видах спорта.
Многообразие методов научного психологического исследования можно разделить на четыре группы:

организационные
эмпирические
количественно – качественного анализа научных фактов 
интерпретационные.

1. Организационные методы – определяют стратегию исследования.


К этой категории методов относятся сравнительный, лонгитюдный и комплексный методы.

Сравнительный метод используется для изучения психологических различий в психических процессах, состояниях, свойствах и личностных особенностях спортсменов в зависимости от возраста, пола, спортивной специализации, квалификации, от особенностей методики физического воспитания, спортивной подготовки, условий тренировки и соревнований и др.


Лонгитюдный метод используется с целью многолетнего прослеживания хода психического и психомоторного развития. Например, влияние занятий физической культурой на развитие психических процессов и двигательных качеств младших школьников. Это имеет существенное значение для совершенствования методики физического воспитания в школе. С успехом применяется при изучении влияния многолетней спортивной тренировки на формирование личности спортсменов. 


Комплексный метод заключается в многостороннем изучении одного итого же объекта, одного и того же явления с помощью некоего множества частных методик. Например, при определении уровня тренированности спортсмена может быть использован комплекс методик, направленных на изучение познавательных, эмоциональных, волевых процессов и личностных характеристик спортсмена.


2. Эмпирические методы: объективное наблюдение, самонаблюдение, экспериментальный метод и методы психодиагностики.


Объективное наблюдение – используется для изучения психических, двигательных, поведенческих и других проявлений спортсменов в естественных условиях их деятельности (на тренировке, на соревнованиях и др.). Оно может быть сплошным или выборочным, с использованием словесной, стенографической записи, технических средств (киноаппаратуры, магнитофона, видеомагнитофона и др.). Наблюдение всегда целенаправленно, проводится по заранее составленной схеме, с заранее предусмотренным планом обработки зарегистрированных фактов. 

Самонаблюдение чаще всего сочетается с другими методами и выражается в форме словесного отчета, раскрывающего некоторые субъективные стороны изучаемого явления. Например, анализ спортсменом своих движений, действий, переживаний, состояний, мыслей и т.д. в процессе деятельности. Что чрезвычайно важно для познания спортсменами самих себя (самопознания) в целях самосовершенствования не только технико-тактическом отношении или в плане развития двигательных качеств, но и особенно в целях формирования себя как личности и рационального управления самим собой в многообразных, часто непредвиденных, ситуациях жизни и деятельности.


3. Экспериментальный метод – лабораторный и естественный эксперимент.


Лабораторный эксперимент проводится в специальных помещениях – лабораториях, камерах и пр., оборудованных приборами и аппаратурой различного типа (тахистоскопами, рефлексометрами, регистрационными приборами и вычислительными средствами). 

Естественный эксперимент – констатирующий, формирующий или преобразующий – психолого-педагогический.

В лабораторном и естественном эксперименте иногда используются методы моделирования. Обычно моделируются соревновательные условия, в которых протекает деятельность спортсменов.


4. Психодиагностические методы.


Рассчитаны на изучение умственного и психомоторного развития, специальных способностей к конкретным видам спорта, психических, (предсоревновательных, соревновательных, послесоревновательных и др.) состояний спортсменов, в частности состояния психической готовности к соревнованию, состояние тренированности и пр. могут быть применены и для отбора кандидатов в сборные команды. Широко используются различные
инструментальные и бланковые методики для исследования интеллекта, психомоторики, конкретных познавательных, эмоциональных и волевых процессов, а также свойств личности спортсмена.

5. Методы количественно – качественного анализа


Используются для обработки фактического материала исследований. 

Количественные методы – математико-статистические методы (корреляционный, факторный, дисперсионный, дискриминантный и др. виды анализа).

Количественные методы заключаются в анализе материалов исследования по содержательной сущности изучаемых психических явлений, их дифференцировке и классификации по типам, группам, вариантам и т.п. Например, при изучении влияния учебной и соревновательной мотивации на овладение двигательными действиями спортсменов с сильной и слабой нервной системой фактический материал требует следующей дифференцировки:

во-первых, разделения учащихся на группы по признаку силы – слабости нервной системы;
во-вторых, выделения в каждой группе вариантов успешности овладения действиями в зависимости от указанной выше мотивации.
Интерпретационные методы. К этим методам относятся различные варианты теоретического анализа и обобщения материалов исследования с позиций системно-структурного, функционального, генетического, кибернетического, информационного и других концептуальных подходов к разрабатываемой проблеме.


4. История психологии спорта


Психология физического воспитания и спорта — одна из самых молодых специальных отраслей психологической науки. Можно сказать, что история ее еще не написана. Предпосылки становления отечественной психологии спорта как специальной области знания были заложены еще в начале XX в. П.Ф.Лесгафтом, выделившим в качестве основания учения о физическом воспитании единство человеческой личности, интегративную роль движения, гармоничность развития, сознательное освоение движений. Интенсивное развитие психологии спорта началось с 60–70-х гг. нынешнего века. 

В 1965 г. по инициативе Итальянской федерации спортивной медицины в Риме был организован первый конгресс по психологии спорта. Существенным актом явилось создание санкционированного конгрессом "Международного общества психологии спорта" (ИССП), избравшего постоянно действующий руководящий орган и президента общества. Этот акт говорил о международном признании психологии спорта.

ИССП активно осуществляет свои функции. После Римского состоялись еще три конгресса: в 1968 г. в Вашингтоне, в 1973 г. — в Мадриде и в 1977 г. — в Праге. На Мадридском конгрессе президентом общества был избран представитель ЧССР проф. Мирослав Ванек.

С 1970 г. издается официальный орган ИССП — "Международный журнал психологии спорта". Создание ИССП стимулировало образование региональных объединений психологии спорта. Так, в 1967 г. возникло "Североамериканское общество психологии спорта", в 1969 г. — "Европейская ассоциация психологии спорта" (ФЕПСАК). В разные годы затем организовывались национальные общества спортивной психологии в Канаде, Японии, ФРГ, Англии, Франции, Бразилии, Австралии и других странах. Доклады по психологии спорта содержатся в программах XVIII и XX Международных (Всемирных) психологических конгрессов, Олимпийского научного конгресса 1972 г. в Мюнхене, Всемирного конгресса "Спорт в современном обществе", состоявшегося в 1974 г. в Москве.


Психология спорта в России. Возможность и необходимость возникновения психологии спорта была обусловлена целым рядом факторов. Это прежде всего потребности практики массового физкультурного движения и спорта, связанные с решением задач гармоничного духовного и физического развития людей и роста мастерства спортсменов. Главные предпосылки — идеи о психофизиологическом единстве человеческой природы, о всестороннем воспитании личности. 

Большое значение имели труды И. М. Сеченова, его теория рефлекторной природы психической деятельности, его понимание единства внутренних (мозговых) механизмов и внешних проявлений психической деятельности, которые сводятся "...окончательно к одному лишь явлению — мышечному дви­жению". Особенно ценны идеи И. М. Сеченова об управлении движениями, регуляторами которых, как он писал, являются мысли и чувствование (особенно мышечное чувство), о заученных действиях (т. е. навыках) как наиболее подвластных воле, его гениальная характеристика воли как деятельной стороны разума и моральных чувств человека и многие другие положения, содержащиеся как в физиологических, так и в философских и психологических трудах.

Особо нужно выделить труды создателя первой в мире научно обоснованной системы физического воспитания П. Ф. Лесгафта. Его система разработана и построена на современных для того исторического периода анатомо-физиологических, гигиенических и психологических основах. Его психологические идеи, относящиеся к физическому воспитанию, не утратившие значения до настоящего времени, содержатся не только в фундаментальном двухтомном "Руководстве по физическому образованию детей школьного возраста", где есть даже специальный параграф "Психология движений", но и в "Основах теоретической анатомии", в "Семейном воспитании" и во многих других трудах.


Фактором огромного значения явилось преобразование курсов П. Ф. Лесгафта в "Государственный институт физического образования" и создание в Москве "Государственного Центрального института физической культуры". В составе того и другого институтов были организованы кафедры психологии. Были разработаны первые программы специального курса "Психология спорта". Тем самым были созданы необходимые условия для научной разработки психологических проблем физического воспитания и спорта.

Значительно расширилась проблематика исследований. Основные направления ее, говоря обобщенно, включали изучение: психологии личности спортсмена и тренера, общих и специфических для каждого вида спорта психологических особенностей спортивной деятельности, психологических основ обучения и воспитания в спорте, психологии спортивного соревнования, психологических аспектов подготовки и готовности спортсменов к соревнованиям, регуляции и саморегуляции деятельности и состояний спортсменов до, во время и после соревнований, социально-психологических аспектов физического воспи­тания и спорта, возрастно-психологических особенностей физического воспитания и спорта.

В 1952 г. в "Институте психологии АПН РСФСР" — А. Ц. Пуни защитил первую в истории психологии докторскую диссертацию на тему "Психология спорта". Позже появились монографии по психологии спорта О. А. Черниковой, А, Ц. Пуни, В. Г. Иоракидзе, С. Ч. Геллерштейна, Г. М. Гагаевой, А. В. Родионова, Н. А. Худадова, А. А. Лалаяна и др. Стали издаваться сборники трудов по психологии спорта. В 1958 г. вышел пер­вый учебник по психологии для институтов физической культуры, написанный П. А. Рудиком. Специальный раздел учебника посвящен психологии спорта.


Психология физического воспитания и спорта как специальная отрасль психологической науки входит составной частью в программы Всесоюзных совещаний по психологии, а затем Всесоюзных съездов общества психологов. 

Развитие психологии физического воспитания и спорта характеризуется все большим сближением ее с практикой. Особенно активным это сближение стало после того, как спортсмены вышли на широкую международную арену, стали непременными участниками Олимпийских игр и сильнейшими конкурентами всех "спортивных держав".


В наши дни спорт – один из наиболее престижных и популярных видов деятельности. Его общественные функции необычайно многочисленны и разнообразны. Масштабность спортивной практики требует соответствующего масштаба теоретической базы, на которой данная практика осуществляется.

Углубление психологических и общетеоретических представлений о сути современного спорта необходимо для решения насущных практических задач, которые сегодня стоят перед российским спортом на международной арене. Ведь оценка сути современного спорта, его реального и потенциального места в обществе неизбежно образует существенную часть основания, на котором строится мотивационная структура личности человека, посвятившего себя спорту. От правильности и конкретности этой оценки во многом завися те "личностные параметры" спортсмена, которые определяют его успехи в большом спорте.



Источник: http://lugor.org.ua
Категория: История, задачи и цели, проблематика психологии | Добавил: Катарина_Ли (17 Января 2011) | Автор: Катарина_Ли
Просмотров: 984 | Теги: психология в спорте | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024