Пятница, 17 Мая 2024, 16:31
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Искусство Боя
Вход
Меню сайта
Темы раздела
История, задачи и цели, проблематика психологии [14] Психология личностных особенностей в спорте [9]
Психологические черты спортсменов [7] Психологическая тренировка и подготовка [7]
Система эмоционально-волевой подготовки (ЭВП) спортсменов [11]
Поиск по сайту
Время
Облако тегов
Полезный Софт

Поделись ссылкой
Музыка Ветра
Наш опрос
Занимаетесь ли вы каким-либо спортом?
Всего ответов: 107
Возраст сайта
Наш аквариум
Добавь в закладки
Баннеры-друзья
Русский ОШО портал Бесплатные Флэш-часики и Календарики
Статистика
Яндекс.Метрика
Яндекс цитирования
Мудрый афоризм
Главная » Статьи » Философия и психология боя » История, задачи и цели, проблематика психологии

ПСИХОЛОГИЯ СПОРТА - часть 1
Психология спорта принадлежит к числу очень молодых отраслей психологической науки, и предоставляет широкие возможности применения профессиональных психологических знаний существующих в спорте. Психология спорта изучает закономерности психической деятельности людей в условиях тренировок и соревнований.

Основные цели психологии спорта:
изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях;
разработка психологически обоснованных комплексных методов тренировки и подготовки к соревнованиям.

Достижение этих целей предполагает решение конкретных задач:

1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов:

психологический анализ соревнований (общий и конкретный по отдельным видам спорта);
выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
определение совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсменам для успешного выступления на соревнованиях;
психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта.

2. Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивных тренировок. Психология спорта призвана раскрыть механизмы и закономерности совершенствования спортивного мастерства, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективных действий спортсменов.

Все это требует от психологов:
психологического обоснования существующих методов и средств спортивной тренировки и поиска новых;
определения путей для максимального использования возможностей организма спортсмена, как за счет развития психических функций, так и за счет создания аппаратурных методов тренировки (например, использование систем с "биологической обратной связью";
разработка методов психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), методов психодиагностики спортивных способностей,
социальной структуры и психологического климата команды;
разработки научно обоснованных методов моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок.

3. Разработка психологических основ предсоревновательной подготовки спортсменов. 
В настоящее время коренным образом меняются содержание и характер предсоревновательной подготовки спортсменов. Для успешного выступления в соревнованиях уже не достаточно высокого уровня только физической и тактической подготовленности. Наряду с двигательными сенсомоторными навыками и умениями приобретают значимость интеллектуальные навыки, а также навыки коллективных действий. Поэтому в предсоревновательной подготовке все большую роль начинают играть различные психические процессы и состояния. Возрастает значение психологических факторов и, как следствие, психологической подготовки спортсменов к участию в соревнованиях. Разработка методов и приемов такой подготовки – одна из главных функций психологии спорта. Реализация этой функции предполагает:
изучение закономерностей функционирования психики в условиях соревнований и разработка методов повышения устойчивости и надежности соревновательной деятельности;
исследование психических состояний, развивающихся в предсоревновательных и соревновательных условиях;
развитие психопрофилактики, формирование приемов и путей психологической закалки спортсменов, повышения их устойчивости к психотравмирующим воздействиям.

4. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе. Психология спорта изучает особенности функционирования спортивных коллективов и дает характеристику психологическим законам, управляющим их деятельностью. Решение этой задачи предполагает:
изучение истоков и механизмов формирования внутригрупповых, коллективных феноменов (чувств, установок, традиций и т.п.), а также разработку методов управления с целью создания благоприятного климата в спортивных командах;
изучение психологических аспектов и закономерностей межличностного общения в спортивных командах и разработку критериев психологической совместимости спортсменов;
выявление социально-психологических мотивов поведения и деятельности спортсменов;
изучение влияния личности тренера и стиля его руководства на успешность деятельности и психологию спортивной команды.
В последние десятилетия психология спорта становится обязательной в психологическом образовании студентов институтов физической культуры. Этот курс читают на педагогических, спортивных, заочных факультетах и на факультетах повышения квалификации. Психология спорта вошла в состав дисциплин, обеспечивающих психологическое образование студентов, и на факультетах физического воспитания педагогических вузов и университетов. Психология спорта преподается также и во всех средних физкультурных учебных заведениях. 
Современная спортивная деятельность требует участия профессиональных психологов в решении многих проблем. К спортивному психологу предъявляются высокие профессиональные требования в области практической психологии.
Деятельность практического психолога состоит в психологическом сопровождении подготовки спортсмена и спортивной деятельности и включает в себя направления:
Психодиагностика.
Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации.
Психологическая подготовка.
Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена.

1.Психодиагностика в спорте
– это использование методов психологии для оценки тех психических процессов, состояний и качеств спортсменов, от которых зависит успех деятельности. Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности, в частности:

а) особенности проявления и развития психических процессов;
б) психические состояния (актуальные и доминирующие);
в) свойства личн
ости;
г) социально-психологические особенности деятельности.

Психодиагностика осуществляется с целью спортивного отбора, в тренировочном процессе и во время соревнований. Проводится она для того, чтобы в последующем сформулировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации, спланировать и более эффективно осуществить систему воздействия на спортсмена.
Нельзя забывать, что неправильно или плохо организованная психодиагностика может оказывать негативное влияние на изучаемого. Нередко только выделение спортсмена из группы для какого-то тестирования может вызвать ненужный ход мыслей и изменение его состояний. Рекомендации базируются только на знаниях условий деятельности, общих закономерностях проявления психики в этих условиях и индивидуально-психологических особенностях спортсменов.

2. Психолого-педагогические рекомендации
Они адресованы тренеру, спортсмену, руководителям, массажисту, врачу, семье – всем тем, кто вступает в контакт со спортсменом и своими словами и действиями может влиять на его психическое состояние. Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации могут относиться к отбору учеников для занятия определенным видом спорта, определенному тренировочному занятию или циклу, соревнованиям или определенному соревнованию и спортивному режиму.

3. Психологическая подготовка
Выделяют психологическую подготовку тренера и спортсмена. В психологической подготовке спортсмена различают четыре вида:
психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному процессу;
общая психологическая подготовка к соревнованиям;
специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию;
коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к ответственным соревнованиям.

4. Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена
Такое управление осуществляется в тех случаях, когда обнаружены недостатки в психологической подготовке и требуется срочное влияние на психическое состояние спортсмена.
Управление может осуществляться за день до соревнований или в день соревнований, непосредственно перед стартом (секундирование), в перерывах между соревновательными упражнениями (а иногда и в ходе их выполнения), а также после соревнований. Аналогично в тренировке: перед занятием, при выполнении отдельных упражнений, после занятия либо в определенном тренировочном цикле.
Психолог воспитывает значимые для спорта свойства личности, создает нужные психические состояния, снимает последствия монотонии; проводит сеансы гипноза, внушенного отдыха, гетеротренинга, группового психотренинга. 
Психолог обучает спортсменов приемам саморегуляции, ненавязчиво проводит со спортсменами беседы о тренировках и соревнованиях (об учебе, работе, любви, музыке, кино, театре, книгах и т.п.)
Психолог способен улаживать конфликты, организовывать отдых спортсменов, создавать и поддерживать традиции коллектива и делать массу других, казалось бы, странных для психолога дел, но вполне естественных для педагога и любого другого человека, который хочет помочь спортсмену в его трудной спортивной жизни. 
В помощь тренеру психолог составляет психограмму личности спортсмена, которая служит тренерам ориентиром в планировании учебно-тренировочного процесса, в подготовке высококвалифицированных спортсменов, в отборе перспективных детей.
Составление психограммы основывается на структуре профессионально спортивно – важных качеств, что в свою очередь предусматривает при создании психограммы применение системного подхода, связывающего различные психологические явления в единое целое.

Составляющие психограммы:

1.Мотивационная сфера личности.
Блок мотивов достижения высоких спортивных результатов: интерес к игре, уровень притязаний, стремление к лидерству.
2. Эмоциональная устойчивость (способность к сохранению профессиональной работоспособности в условиях эмоциогенных воздействий): моторная, сенсорная, интеллектуальная.
3. Составляющие интеллекта: многоуровневая организация познавательных сил, имеющая сенсомоторный, перцептивный, мнемический и мыслительный аспекты.
Главный критерий деятельности практического психолога в спорте – быть полезным спортсмену и тренеру, своим непосредственным участием способствовать росту спортивных результатов и совершенствованию личности спортсмена.



Источник: http://lugor.org.ua
Категория: История, задачи и цели, проблематика психологии | Добавил: Катарина_Ли (17 Января 2011) | Автор: Катарина_Ли
Просмотров: 1104 | Теги: психология в спорте | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Copyright MyCorp © 2024