Психология
спорта принадлежит к числу очень молодых отраслей психологической науки, и
предоставляет широкие возможности применения профессиональных психологических
знаний существующих в спорте. Психология спорта изучает закономерности
психической деятельности людей в условиях тренировок и соревнований.
Основные цели психологии спорта:
изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд
спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях;
разработка психологически обоснованных комплексных методов тренировки и
подготовки к соревнованиям. Достижение этих целей предполагает решение конкретных задач:
1. Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов:
психологический анализ соревнований (общий и конкретный по отдельным видам
спорта);
выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
определение совокупности моральных, волевых и других психологических качеств,
необходимых спортсменам для успешного выступления на соревнованиях;
психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта.
2. Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивных
тренировок. Психология спорта призвана раскрыть механизмы и закономерности
совершенствования спортивного мастерства, пути формирования специальных знаний,
умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективных
действий спортсменов.
Все это требует от психологов:
психологического обоснования существующих методов и средств спортивной
тренировки и поиска новых;
определения путей для максимального использования возможностей организма
спортсмена, как за счет развития психических функций, так и за счет создания
аппаратурных методов тренировки (например, использование систем с
"биологической обратной связью";
разработка методов психологического описания отдельных видов спорта
(психограмм), методов психодиагностики спортивных способностей,
социальной структуры и психологического климата команды;
разработки научно обоснованных методов моделирования соревновательной
обстановки в условиях тренировок.
3. Разработка психологических основ предсоревновательной подготовки
спортсменов. В настоящее время коренным образом меняются содержание и характер
предсоревновательной подготовки спортсменов. Для успешного выступления в
соревнованиях уже не достаточно высокого уровня только физической и тактической
подготовленности. Наряду с двигательными сенсомоторными навыками и умениями
приобретают значимость интеллектуальные навыки, а также навыки коллективных
действий. Поэтому в предсоревновательной подготовке все большую роль начинают
играть различные психические процессы и состояния. Возрастает значение
психологических факторов и, как следствие, психологической подготовки
спортсменов к участию в соревнованиях. Разработка методов и приемов такой
подготовки – одна из главных функций психологии спорта. Реализация этой функции
предполагает:
изучение закономерностей функционирования психики в условиях соревнований и
разработка методов повышения устойчивости и надежности соревновательной
деятельности;
исследование психических состояний, развивающихся в предсоревновательных и
соревновательных условиях;
развитие психопрофилактики, формирование приемов и путей психологической
закалки спортсменов, повышения их устойчивости к психотравмирующим
воздействиям.
4. Изучение социально-психологических явлений в спортивном коллективе.
Психология спорта изучает особенности функционирования спортивных коллективов и
дает характеристику психологическим законам, управляющим их деятельностью.
Решение этой задачи предполагает:
изучение истоков и механизмов формирования внутригрупповых, коллективных
феноменов (чувств, установок, традиций и т.п.), а также разработку методов
управления с целью создания благоприятного климата в спортивных командах;
изучение психологических аспектов и закономерностей межличностного общения в
спортивных командах и разработку критериев психологической совместимости спортсменов;
выявление социально-психологических мотивов поведения и деятельности
спортсменов;
изучение влияния личности тренера и стиля его руководства на успешность
деятельности и психологию спортивной команды. В последние десятилетия психология спорта становится обязательной в
психологическом образовании студентов институтов физической культуры. Этот курс
читают на педагогических, спортивных, заочных факультетах и на факультетах
повышения квалификации. Психология спорта вошла в состав дисциплин, обеспечивающих
психологическое образование студентов, и на факультетах физического воспитания
педагогических вузов и университетов. Психология спорта преподается также и во
всех средних физкультурных учебных заведениях. Современная спортивная деятельность требует участия профессиональных психологов
в решении многих проблем. К спортивному психологу предъявляются высокие
профессиональные требования в области практической психологии. Деятельность практического психолога состоит в психологическом сопровождении
подготовки спортсмена и спортивной деятельности и включает в себя направления:
Психодиагностика.
Психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации.
Психологическая подготовка.
Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена. 1.Психодиагностика в спорте
– это использование методов психологии для оценки
тех психических процессов, состояний и качеств спортсменов, от которых зависит
успех деятельности. Психодиагностика ставит своей целью изучение спортсмена и
его возможностей в определенных условиях спортивной деятельности, в частности:
а) особенности проявления и развития психических процессов; б) психические состояния (актуальные и доминирующие); в) свойства личности; г) социально-психологические особенности деятельности.
Психодиагностика осуществляется с целью спортивного отбора, в тренировочном
процессе и во время соревнований. Проводится она для того, чтобы в последующем
сформулировать психолого-педагогические и психогигиенические рекомендации,
спланировать и более эффективно осуществить систему воздействия на спортсмена. Нельзя забывать, что неправильно или плохо организованная психодиагностика
может оказывать негативное влияние на изучаемого. Нередко только выделение
спортсмена из группы для какого-то тестирования может вызвать ненужный ход
мыслей и изменение его состояний. Рекомендации базируются только на знаниях
условий деятельности, общих закономерностях проявления психики в этих условиях
и индивидуально-психологических особенностях спортсменов.
2. Психолого-педагогические рекомендации Они адресованы тренеру, спортсмену, руководителям, массажисту, врачу, семье –
всем тем, кто вступает в контакт со спортсменом и своими словами и действиями
может влиять на его психическое состояние. Психолого-педагогические и
психогигиенические рекомендации могут относиться к отбору учеников для занятия
определенным видом спорта, определенному тренировочному занятию или циклу,
соревнованиям или определенному соревнованию и спортивному режиму.
3. Психологическая подготовка Выделяют психологическую подготовку тренера и спортсмена. В психологической
подготовке спортсмена различают четыре вида:
психологическая подготовка к продолжительному нагрузочному тренировочному
процессу;
общая психологическая подготовка к соревнованиям;
специальная психологическая подготовка к конкретному соревнованию;
коррекция психических состояний на заключительном этапе подготовки к
ответственным соревнованиям.
4. Ситуативное управление состоянием и поведением спортсмена Такое управление осуществляется в тех случаях, когда обнаружены недостатки в
психологической подготовке и требуется срочное влияние на психическое состояние
спортсмена. Управление может осуществляться за день до соревнований или в день
соревнований, непосредственно перед стартом (секундирование), в перерывах между
соревновательными упражнениями (а иногда и в ходе их выполнения), а также после
соревнований. Аналогично в тренировке: перед занятием, при выполнении отдельных
упражнений, после занятия либо в определенном тренировочном цикле. Психолог воспитывает значимые для спорта свойства личности, создает нужные
психические состояния, снимает последствия монотонии; проводит сеансы гипноза,
внушенного отдыха, гетеротренинга, группового психотренинга. Психолог обучает спортсменов приемам саморегуляции, ненавязчиво проводит со
спортсменами беседы о тренировках и соревнованиях (об учебе, работе, любви,
музыке, кино, театре, книгах и т.п.) Психолог способен улаживать конфликты, организовывать отдых спортсменов,
создавать и поддерживать традиции коллектива и делать массу других, казалось
бы, странных для психолога дел, но вполне естественных для педагога и любого
другого человека, который хочет помочь спортсмену в его трудной спортивной
жизни. В помощь тренеру психолог составляет психограмму личности спортсмена, которая
служит тренерам ориентиром в планировании учебно-тренировочного процесса, в
подготовке высококвалифицированных спортсменов, в отборе перспективных детей. Составление психограммы основывается на структуре профессионально спортивно –
важных качеств, что в свою очередь предусматривает при создании психограммы
применение системного подхода, связывающего различные психологические явления в
единое целое.
Составляющие психограммы:
1.Мотивационная сфера личности. Блок мотивов достижения высоких спортивных результатов: интерес к игре, уровень
притязаний, стремление к лидерству. 2. Эмоциональная устойчивость (способность к сохранению профессиональной
работоспособности в условиях эмоциогенных воздействий): моторная, сенсорная,
интеллектуальная. 3. Составляющие интеллекта: многоуровневая организация познавательных сил,
имеющая сенсомоторный, перцептивный, мнемический и мыслительный аспекты. Главный критерий деятельности практического психолога в спорте – быть полезным
спортсмену и тренеру, своим непосредственным участием способствовать росту
спортивных результатов и совершенствованию личности спортсмена.