Часто все попытки тренера команды ввести какого-либо игрока в определенное
сочетание с другими игроками (игровое звено), имеющего, казалось бы, для этого
все необходимое, оказывается безуспешными, хотя в другом сочетании этот же
игрок демонстрирует отличную слаженность и взаимопонимание с партнерами. В
первом случае отсутствует, а во втором имеет место психологическая
совместимость данного спортсмена с другими членами команды. Только при наличии
такой совместимости игрок может показать в совместной деятельности все свои
положительные индивидуальные качества. "Во взаимосвязанной деятельности
устойчивость деятельности и ее качество определяются не столько индивидуальным
вкладом, сколько степенью их взаимодействия. Этим объясняется и невозможность
предсказания эффективности работы группы в целом, если основываться лишь на
заранее выявленных особенностях каждого из членов группы".
Совместимость членов спортивной команды обусловлена факторами двоякого рода:
- Наличием у спортсменов функциональной совместимости, т.е.психологических
и психофизиологических данных, облегчающих совместную игровую деятельность.
Если два игрока выполняют совместное игровое действие (например, быструю
комбинацию нападения в хоккее), но у одного замедленная реакция и неточная
переработка информации, а другой реагирует быстро и с первого взгляда правильно
оценивает сложившуюся в игре ситуацию, - такие игроки не отличаются
совместимостью: у них отсутствует требуемая степень коммуникативности в выполнении
совместных действий. Функциональные (основанные на психофизиологической
совместимости) взаимоотношения - ведущие в спортивной деятельности, играющие
главную роль во взаимодействии игроков. Поэтому поиск адекватной функциональной
структуры предстоящей деятельности при решении тактических задач и
соответствующий подбор команды являются необходимым условием и залогом
дальнейшего совершенствования спортивного мастерства команды.
- Характером сложившихся межличностных отношений между членами команды. Многочисленные
примеры из спортивной практики говорят о том- что довольно часто та или иная
команда, уступающая в технико-тактическом мастерстве другой, более сильной,
команде, одерживает убедительную победу. В таких случаях обычно говорят, что
команда выиграла за счет дружбы и моральной сплоченности ее членов.
Система личностных взаимоотношений создает для спортсменов условия не только
заинтересованности, но и удовлетворения от пребывания в таком спортивном
коллективе. Дружба, сплоченность спортивного коллектива, без которых немыслимы
достижения в спорте определяются совместимостью в личностном аспекте
(Установки, чувства, привычки, направленность личности, моральные принципы и
т.п.).
Таким образом, сыгранность спортивной команды достигается благодаря взаимному
приспособлению (адаптации) как психофизиологических, так и личностных
особенностей участников, формирующихся в условиях тренировочных занятий и
соревнований, а также и в условиях проведения свободного времени и досуга.
Многие тренеры, руководители спортивных команд, учитывая этот важный факт,
добиваются высокой сыгранности команды за чет учета не только игровых и
психологических особенностей спортсменов, но и их личностных качеств. В
условиях современного развития спорта управление и руководство командой со
стороны тренера невозможно без учета факторов совместимости членов спортивной
команды. При этом различают психофизиологические и социально-психологические
факторы совместимости.
Под психофизиологической совместимостью следует понимать соответствие людей
друг другу по возрасту, уровню физического и сенсомоторного развития, по
степени подготовленности, тренированности, по проявлению основных свойств
нервной системы и т.п. Следовательно, психофизиологическая совместимость
зависит от целого ряда факторов: это и чисто физические и физиологические
особенности (рост, сила, выносливость, здоровье и пр.), это и особенности
процессов восприятия, мышления, внимания, памяти, эмоций и др.
Социально-психологическая совместимость основывается на общих целях,
интересах и установках членов спортивного коллектива, единстве ценностных
ориентаций и направленности личности членов коллектива, на особенностях
социального типа поведения, отношениях к выполняемой деятельности ,товарищам по
команде ит.д.
Есть ряд особенностей во взаимоотношениях членов группы, которые присущи
только спортивному коллективу: это взаимоотношение в спортивной команде игроков
основного состава и запасных. В спортивных играх клубных команд, как правило
играет основной состав 1-2 игрока запаса( при количестве запасных 5-6 человек),
причем каждый следующий запасной игрок обычно слабее предыдущего и тем более
игрока основного состава. Руководители спортивной команды не всегда достаточно
доверяют основным игрокам, что в свою очередь, передается и основным членам
команды. Это нередко становится одним из источников отрицательных эмоциональных
состояний у запасных игроков.
Немаловажное значение в спортивном коллективе приобретают и взаимоотношения
ветеранов и молодежи. Ветераны объективно занимают ведущее положение,
достигнутое длительным пребыванием в данной команде, высоким мастерством в
технике и тактике данного вида спорта, пользуются большим доверием со стороны
тренера и руководства.
Источник: http://psylist.net |