Существует официально сформированное понятие
"психология физического воспитания и спорта". Его употребляют в тех
случаях, когда рассматривается определенная отрасль психологической науки
вообще. В тех случаях, когда речь идет о конкретных проблемах, эта интегральная
отрасль неизбежно делится на две части и выделяется определенный раздел: или
"Психология физического воспитания" или "Психология
спорта". Безусловно, в двух этих подразделах нашей отрасли существуют
общие методологические проблемы, касающиеся, например, механизмов двигательной
активности или особенностей индивидуальных различий субъектов деятельности. В
ряде случаев исследователи осуществляют перенос выявленных ранее
закономерностей из психологии спорта в психологию физического воспитания. Но чаще
мы наблюдаем вполне самостоятельно существующие проблемы двух подразделов
психологической науки. Здесь речь пойдет только о проблемах психологии спорта,
причем о тех проблемах, которые изучаются на кафедре психологии и в лаборатории
НИИ РГУФКа.
Психология спорта – это, прежде всего, отрасль психологической науки, изучающая
особенности личности, действующей в специфических условиях спортивной
деятельности и оказывающейся при этом в специфических психических
состояниях.
Интегральная подготовка квалифицированных спортсменов в настоящее время
представляет собой сложный многолетний и многоэтапный процесс спортивного
совершенствования. В этом процессе необходимо учитывать и общие закономерности
адаптации спортсмена к тренировочным и соревновательным нагрузкам, и частные
особенности формирования спортивного мастерства в зависимости от структуры и
динамики физических и психических качеств, морфофункционального и психического
статуса спортсмена, наличия своеобразного сочетания специальных способностей. В
то же время становится все более ясным, что система подготовки
квалифицированных спортсменов к соревнованиям во многом исчерпывает свои
возможности, базирующиеся на общих закономерностях адаптации организма к
нагрузкам. Все более очевидно, что только при тренировочной нагрузке,
адекватной психотипу спортсмена, повышается реактивность центральной нервной
системы и совершенствуются механизмы обеспечения эффективной спортивной
деятельности в экстремальных условиях, которые, по существу, сопровождают любое
крупное соревнование.
В этом отношении спорт специфичен тем, что без выраженной психической
напряженности, без стресса невозможна полноценная адаптация к нагрузкам, как
невозможен и высокий уровень тренированности спортсмена. Такие условия
деятельности всегда провоцируют сильный дистресс, к которому в процессе
тренировочной и особенно соревновательной деятельности необходимо
адаптироваться. К состоянию дистресса близко примыкает состояние тревоги -
последовательность когнитивных, аффективных и поведенческих реакций,
актуализирующихся в результате воздействия различных форм стресса. Состояние
тревоги развивается по схеме: стресс - восприятие угрозы - состояние тревоги.
Поскольку возрастание состояния тревоги переживается спортсменом как
неприятное, болезненное, постольку когнитивные и поведенческие реакции,
включенные в это состояние, несут функцию минимизации возникающего дискомфорта.
Возникший процесс тревоги сопровождается процессом переоценки стрессовых
условий, эта переоценка способствует выбору соответствующих перекрывающих
механизмов, облегчающих переживание стресса, а также активации некоторых
механизмов избегания, выводящих спортсмена из ситуации, вызывающей тревогу.
В связи с этим возникает проблема изучения психических состояний в спорте и
особенно - состояния готовности к спортивной деятельности. Перед ней
формируется установка, связанная с ожиданием наиболее вероятного исхода
соревнований. Нередко установка формируется на неосознаваемом уровне, однако
чем сложнее по своей структуре предстоящая деятельность, тем больше в
формирующейся установке преобладают осознаваемые, волевые компоненты. Установка
как целостная модификация субъекта фокусируется в каждый конкретный момент
времени в зависимости от его индивидуальных особенностей и, по существу,
определяет не только расположенность к началу действия, но и содержание всей
деятельности.
Формирование готовности к деятельности должно быть направлено на решение
следующих частных задач:
- ориентацию на те социальные ценности, которые являются ведущими для спортсмена
(например, стремление к значимой победе и признанию общества);
-
формирование психических "внутренних опор" (уверенность в
способности добиться успеха, надежда на высокий уровень собственного
мастерства, даже на благоприятное стечение обстоятельств - везение);
-
преодоление психических барьеров, различных фобий, особенно тех, которые
возникают в борьбе с конкретными обстоятельствами, с конкретными
соперниками;
-
психологическое моделирование условий предстоящей борьбы;
-
создание программы управления процессами релаксации и мобилизации.
Состояние готовности к экстремальной спортивной деятельности связано не только
с необходимыми изменениями функциональных систем организма, но и с
соответствующей интенсивностью динамических физиологических и психических
процессов. Подготовка к деятельности может осуществляться при небольшой затрате
энергии или, напротив, при большой затрате сил, в состоянии сильного
возбуждения. Эти различия в интенсивности могут оцениваться с чисто
субъективной точки зрения - тогда говорят о степени поглощенности подготовкой к
деятельности или с объективной точки зрения - тогда необходимо определить
уровень нервного и соматического функционирования, лежащего в основе состояния
готовности.
Здесь возникает понятие активации, которое обозначает одновременно и быстрое
повышение активности центральной нервной системы и вызванную им интенсификацию
периферических процессов. По мнению R. B. Malmo, понятие "активация"
должно употребляться только в случае самого факта повышения активности
центральной нервной системы перед выполнением определенной деятельности. Не
вызывает сомнений тот факт, что перед началом спортивной деятельности, тем
более протекающей в экстремальном режиме, у спортсмена включаются, произвольно
или даже непроизвольно, механизмы активации психических и физиологических
функций, непосредственно влияющих на эффективность выполнения такой
деятельности.
В связи с выделением проблемы активации нами ставится вопрос о необходимости
исследования механизмов активизации резервных возможностей спортсмена.
Суть проблемы выражается в следующих компонентах исследования:
1. Изучение недостаточно исследованных сторон психологии спортивной
деятельности, в частности:
- психогенетические факторы отбора талантов;
- психологическая реализация принципа индивидуального подхода к процессу
спортивной подготовки;
- развитие потенциальных возможностей спортсменов в условиях, психологически
моделирующих условия спортивной деятельности;
- психологический подход к реализации метода сопряженных воздействий в
спорте;
- психологические механизмы овладения тактическими навыками в процессе
спортивной подготовки;
- психологические механизмы адаптации к нагрузкам спортивной
деятельности;
- психологические средства и методы сохранения физического и психического
здоровья спортсмена.
2. Психодиагностика ранее принципиально изученных компонентов субъекта
спортивной деятельности:
- направленность личности спортсмена;
- основные черты характера и темперамента спортсмена;
- уровень развития психических качеств, наиболее значимых для данного вида
спортивной деятельности;
- динамика психической адаптации к нагрузкам;
- психическое состояние спортсмена в экстремальных условиях спортивной
деятельности.
3. Внедрение существующих и разработка новых средств и методов психической
регуляции и саморегуляции.
Таким образом, решаются следующие обобщенные исследовательские и
научно-практические задачи:
- исследование психологических закономерностей деятельности человека и малой
группы в экстремальных ситуациях спорта;
- совершенствование методов психической (психологической) подготовки
спортсменов, различающихся по возрасту, специфике деятельности и
индивидуально-типовым особенностям;
- апробация новых методов психической диагностики и психической регуляции в
спорте;
- психологическое сопровождение подготовки спортсменов сборных команд страны и
ближайшего резерва.
Частные темы в русле названных выше разделов:
1) взаимосвязь культуры тела и культуры личности;
2) психофизическое сопряжение в спортивной деятельности;
3) ментальность спортсмена и обоснование условий его самоактуализации
(саморегуляции);
4) адаптация человека к двигательной деятельности (психофизиологический,
психологический и социальный аспекты);
5) индивидуально-типовые особенности лиц, занимающихся спортом, включая
исследования индивидуального стиля деятельности в спорте;
6) технология психической (психологической) подготовки спортсмена.
Что касается проблемы адаптации спортсмена к тренировочным и соревновательным
нагрузкам, то здесь выделяются следующие ее механизмы. Адаптация определяется
некоторыми генетически обусловленными нейродинамическими и психодинамическими
свойствами, а проявляется на фоне деятельности, требующей высокой степени
волевых усилий спортсмена. Факторами эффективности такой деятельности являются
способность к своевременной адаптируемости к экстремальным условиям, адекватная
установка на эффективные действия, способность к быстрому и адекватному решению
оперативных задач.
Повышение роли интеллектуальных моментов в спортивной деятельности требует
дальнейшего изучения когнитивных механизмов психомоторных действий.
Формирование установки на определенные действия, опережающая подготовка создают
возможности, с одной стороны, предупреждать появление нежелательных ситуаций, а
с другой - заблаговременно подготавливать адекватные реакции на возникновение
тех или иных обстоятельств, обеспечивающих решение оперативных задач.
Существенную роль в практике отбора и подготовки резерва для спорта высших достижений
играет проблема оценки спортивной одаренности и роли нейрофизиологических
свойств в возникновении такой специфической одаренности. Одним из основных
положений, выдвинутых в свое время Б. М. Тепловым, является положение о том,
что "…не отдельные способности как таковые непосредственно определяют
возможность успешного выполнения какой-нибудь деятельности, а лишь то
своеобразное сочетание этих способностей, которые характеризуют данную
личность". Это, собственно, и является одаренностью. Ее надо рассматривать,
исходя из требований, которые предъявляет к человеку конкретная деятельность,
учитывая три момента: 1) требования самой деятельности; 2) общественную
ценность этой деятельности в данный момент времени; 3) критерии ее успешности в
настоящее время.
Несмотря на то, что по проблемам формирования и совершенствования
индивидуального стиля деятельности с успехом защищены три докторские
диссертации, говорить, что в этой проблеме все изучено, было бы
преждевременным. Существует представление о человеке как о саморазвивающейся и
самоорганизующейся системе, состоящей из относительно замкнутых подсистем
(уровней) - физиологической, психологической, социальной. Между ними, как
считал В. С. Мерлин, существует многозначная зависимость. В качестве основного
промежуточного звена, определяющего особенности таких взаимосвязей и такой
взаимозависимости, обычно рассматриваются виды деятельности. Это подтверждается
фактами изменения характера связей между индивидуальными свойствами различных
уровней (гармонизации) в зависимости от того, какие действия, операции и
промежуточные цели выбирает человек для решения задач, т. е. какой
индивидуальный стиль деятельности или общения у него формируется. Помимо
неоднократно описанных стилей спортивной деятельности (особенно много
исследований в этом направлении выполнено на материале единоборств), эта
проблема может рассматриваться как проблема двух полюсов: существуют так
называемые "рациональные" стили, дающие "правильное
направление" возможностям спортсмена, и "нерациональные",
рассматриваемые как "педагогический брак". С таких позиций проблема
индивидуального стиля деятельности в спорте практически не изучалась.
И еще об одной стороне этой проблемы. В ходе развития индивидуального стиля
происходят изменение детерминант, смена системных оснований, поэтому на разных
стадиях развития формируются разные системы биологических, психических и
социальных качеств и свойств человека в их взаимосвязи. На ранних стадиях
онтогенеза развитие в большей степени подчинено биологическим закономерностям и
именно они влияют на формирование определенной системы свойств индивида. Затем
ведущее значение приобретают социальные факторы развития. Как говорил известный
советский психолог Б. Ф. Ломов, линия биологического развития продолжается в
течение всей жизни человека, но она как бы "уходит в основание" этой
жизни. Естественно, что психологи спорта должны учитывать эти закономерности в
процессе формирования методических рекомендаций по построению тренировочного
процесса юных спортсменов различного возраста.
"Вечная" проблема исследования особенностей личности спортсмена
сейчас вновь оказалась в авангарде спортивно-психологической проблематики. Речь
идет об изучении направленности личности, об особенностях личностных
структурных характеристик квалифицированных спортсменов вообще и представителей
различных видов спортивной деятельности в частности.
Зарубежные исследователи сейчас много внимания уделяют изучению
"мотивационных конструктов" ("целевых ориентаций",
"ценностей", "уверенности в своих силах") спортсмена.
Особый интерес представляют исследования целевых доминирующих ориентаций:
"на собственное "Я" или "на задачу". Ясно, что такие
ориентации во многом определяют отношение спортсмена к тренировке, к партнерам
по команде. "Эго ориентированные" спортсмены в командных видах спорта
слишком озабочены повышением собственного социального статуса, что не может не
сказаться на психологическом климате в команде.
Среди психологов спорта существуют три основных подхода к проблеме
взаимоотношений спортсмена и тренера: социально-эмоциональный, который
акцентирует внимание на взаимных аффективных влияниях спортсмена и тренера,
поведенческий и организационный. Особый интерес представляет первый подход, в
котором можно выделить проблему "тревогогенного поведения тренера". В
рамках двух других подходов изучаются особенности взаимного восприятия
спортсмена и тренера; факторы их взаимопонимания; причины и пути разрешения
конфликтов; особенности работы тренера с юными спортсменами; особенности
разнополых и однополых диад тренер-спортсмен.
Источник: http://lugor.org.ua |