Основные цели психологии спорта –
изучение психологических закономерностей формирования у спортсменов и команд
спортивного мастерства и качеств, необходимых для участия в соревнованиях, а
также разработка психологически обоснованных методов тренировки и подготовки к соревнованиям
(Мельников), 1987.
Достижение этих целей предполагает решение следующих
конкретных задач:
Изучение влияния спортивной деятельности на психику
спортсменов:
а) психологический анализ соревнований (общий и
конкретный по отдельным видам спорта);
б) выявление характера влияния соревнований на
спортсменов;
в) определение требований, предъявляемых
соревнованиями к психике спортсмена;
г) определение (совместно с представителями других
спортивных наук) совокупности моральных, волевых и других психологических
качеств, необходимых спортсменам для успешного выступления на
соревнованиях;
д) психологический анализ условий тренировочной
деятельности и спортивного быта.
Разработка психологических условий для повышения
эффективности спортивных тренировок. Психология спорта призвана раскрыть
механизмы и закономерности совершенствования спортивного мастерства, пути
формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условия,
обеспечивающие успешность коллективных действий спортсменов.
Все это требует от психологов:
а) психологического обоснования существующих методов и
средств спортивной тренировки и поиска новых;
б) определения путей для максимального использования
возможностей организма спортсмена, как за счет развития психических
функций, так и за счет создания аппаратурных методов тренировки (например,
использования систем с «биологической обратной связью»);
в) разработки методов психологического описания
отдельных видов спорта (психограмм), методов психодиагностики спортивных
способностей, социальной структуры и психологического климата команды;
г) разработки научно обоснованных методов моделирования
соревновательной обстановки в условиях тренировок.
Разработка психологических основ предсоревновательной
подготовки спортсменов. В настоящее время коренным образом меняются
содержание и характер предсоревновательной подготовки спортсменов. Для
успешного выступления в соревнованиях уже недостаточно высокого уровня
только физической и тактической подготовленности. Наряду с двигательными
сенсомоторными навыками и умениями приобретают значимость интеллектуальные
навыки, а также навыки коллективных действий. Поэтому в
предсоревновательной подготовке все большую роль начинают играть различные
психические процессы и состояния. Возрастает значение психологических
факторов и, как следствие, психологической подготовки спортсменов к
участию в соревнованиях. Разработка методов и приемов такой подготовки –
одна из главных функций психологии спорта. Реализация этой функции
предполагает:
а) изучение закономерностей функционирования психики в
условиях соревнований и разработка методов повышения устойчивости и
надежности соревновательной деятельности;
б) исследование психических состояний, развивающихся в
предсоревновательных и соревновательных условиях;
в) развитие психопрофилактики, формирование приемов,
способов и путей психологической закалки спортсменов, повышения их
устойчивости к психо-травмирующим воздействиям.
Изучение социально-психологических явлений в спортивном
коллективе. Психология спорта изучает особенности функционирования
спортивных коллективов и дает характеристику психологическим законам,
управляющим их деятельностью. Решение этой задачи предполагает:
а) изучение истоков и механизмов формирования
внутригрупповых, коллективных феноменов (чувств, установок, традиций и
т.п.), а также разработку методов управления ими с целью создания
благоприятного психологического климата в спортивных командах;
б) изучение психологических аспектов и закономерностей
межличностного общения в спортивных командах и разработку критериев
психологической совместимости спортсменов;
в) выявление социально-психологических мотивов
поведения и деятельности спортсменов;
г) изучение влияния личности тренера и стиля его
руководства на успешность деятельности и психологию спортивной команды.